СОЛОНИЦА - русская деревенька в Нижегородской области!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Озеро Светлояр

Сообщений 11 страница 17 из 17

11

А был ли Китеж то?

Эта страничка будет интересна скорее любителям истории, хотя я бы посоветовала прочитать её всем, кто был на Светлояре или собирается поехать туда. Гораздо приятнее чуствовать себя «подкованным», знать историю возникновения достопримечательностей.

Так, например, что это за Кибелёк и что там за кресты я узнала только через день после похода, когда на глаза мне попалась статья «ТАЙНЫЙ РУССКИЙ ЦАРЬ МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕВИДИМЫЙ ГРАД КИТЕЖ, СТРАШНЫЙ СЕКРЕТ СТАРОЙ ВЕРЫ» В. Комлева на сайте arctogaia.com.

Думаю, если бы я знала раньше об этих страшных событиях, по другому бы смотрела я на Светлояр, и не такой сладкой показалась бы мне вода из священного источника…

Не хочу пересказывать всё слово в слово, но самое интересное, по моему мнению, перед вами.

Тайну града Китежа и его чудесного исчезновения перед "антихристовыми" полчищами в водах озера Светлояр разгадать пытались очень многие исследователи, но их беда, что они не пытались эту красивейшую легенду, будоражившую воображение писателей, поэтов, художников и музыкантов жестко привязать к истории старообрядчества, из глубины которого она и вышла на свет Божий. Все чувствовали в ней некую мучительно притягательную Тайну, но она ни перед кем так и не открылась. Bce искали на земле, а надо было искать в духе Великого Раскола, разразившегося над молодой Русью три века назад.

Что же такое Китеж?

КИТЕЖ, Китеж-град, Кидиш — в русских легендах город, чудесно спасшийся от завоевателей во время монголо - татарского нашествия 13 в. При приближении Батыя КИТЕЖ стал невидимым и опустился на дно озера Светлояр. Легенда о КИТЕЖЕ, по-видимому, восходит к устным преданиям эпохи ордынского ига. Впоследствии была особенно распространена у старообрядцев, причем КИТЕЖУ придавался характер убежища последователей старой веры. В утопических легендах КИТЕЖ считался населенным праведниками, нечестивцы туда не допускались, в городе царила социальная справедливость.

Сказания о КИТЕЖЕ включали рассказы о людях, давших обет уйти в КИТЕЖ и писавших оттуда письма, о колокольном звоне, который можно слышать на берегу озера. Сходные средневековые легенды повествовали о фантастических благочестивых царствах (пресвитера Иоанна и т. п.), земном рае, островах блаженных; ср. также старообрядческие легенды о церквах “древнего благочестия”, сохранившихся в далеком Опоньском (Японском?) царстве и других “далеких землях” (Беловодье, “Город Игната” и т. п.), “сокровенных местах”, где можно спастись от антихриста.
А. В. Чернецов

Недостающим же звеном начала тайны мощи старообрядчества, как религиозного течения староотеческой Руси, оказался первенец второго царя рода Романовых Алексея Михайловича и его супруги Марии Ильиничны из рода Милославских и названного в честь деда - Михаил (22 октября(4.11) 1648 - 4(17) февраля 1708).
Но нет, сколько не листай, в учебниках русской истории Михаила, сына царя Алексея Михайловича!

Царица Мария Ильинична умерла 3 марта 1669 года.

Начало же печальной и трагической тайной истории идет со вторичной женитьбы 22 января 1672 года царя Алексея Михайловича на молодой 20-летней Наталье Кирилловне из рода Нарышкиных, будущей матери Петра I, когда к корму и власти государственной пришел ее "худородный" и "голодный" род Нарышкиных.

В это время начинаются гонения на старообрядчество – позорная российская инквизиция.

Не вынеся неправды, злости и зависти круживших около государственной кормушки, сам вытесненный от всех государственных и хозяйственных дел, царевич Михаил тайно, в метельную ночь бежал из столицы, от греха подальше.
Это событие произошло весной 1673 года, обязательно перед самым вскрытием рек. Благословение (что было для того времени обязательным условием) на побег им было получено, скорее всего, от находящегося в заточении протопопа Аввакума.

Вначале, чтоб сбить погоню со следа, путь побега царевича Михаила шел в направлении к восставшим соловецким монахам, активно не принимавшим церковной перестройки, но потом направление побега было изменено.

Ночами, таясь случайного глаза, по готовому вот-вот вскрыться руслу Волги, санный поезд с беглецами направился к устью реки Керженец мимо Городца, Нижнего Новгорода, мимо Макарьевского монастыря со спящей охраной, чтоб по петляющей лесной реке добраться до укрывающихся с 1657 года в лесной глухомани, близ озера Светлояр, от мира и греха знатных родовитых монахов-отшельников Ефрема Потемкина и Сергея Салтыкова, основателей двух раскольничьих обителей (совр. урочища Смольяны и Шарпан). Среди них и был спрятан от царских соглядатаев и доносчиков царевич Михаил. Предполагалось на время, а получилось на века.

Разгневанный и оскорбленный царь (для тех времен позор небывалый, чтоб сын ослушался отца) вместо прощения вскоре лишает беглеца как бы прав на престолонаследие.

На Светлояре Михаил прожил 3 года, как простолюдин, но в постоянной переписке со своим духовником протопопом Аввакумом и в постоянной готовности занять трон.

С субботы на воскресенье, в 4 часа ночи 30 января 1676 года в муках, гное и струпьях, скончался 47-летний "безумный царишко" Алексей Михайлович.

Тогда царем на Руси стал 15-летний Феодор, а правителем государства был назначен пока боярин Матвеев.

Никто не знает, что пережил отверженный наследник русского престола Михаил Алексеевич, когда до него в зимнюю ночь пришла двойная горькая весть - смерть отца и как бы по его воле восшествие на престол брата Феодора. Никак он не думал, что его жизнь повернет именно в эту сторону. Всю его жизнь его готовили на русский престол и он ответственно готовился к мудрому правлению, а тут теряется вмиг весь смысл жизни прошлой и жизни будущей. Пережив тяжкое известие, глуша его изнурительным физическим трудом, он не захотел возвращаться в отвергнувшую его Москву, решив остаться жить в лесу простым человеком.
Это на Руси было принято не всеми покорно, особенно теми, кто понимал, что по закону и совести ими должен править полный здравия старший царский сын Михаил Алексеевич - Бог дает Руси будущего царя в старшем сыне живущего. Те, кто активно не принял законность правления царя Феодора, стекаются к месту отшельничества Михаила - в керженские леса близ озера Светлояр. Неподалеку построили свои скиты спасшиеся от жестокой расправы соловецкие беглецы: старцы Арсений, Софонтий, Онуфрий. К осени 1676 года основан Анфисой Колычевой, родственницей святого Филиппа митрополита, на берегу Керженца богатый Оленевский скит, куда съезжается недовольная знать, образуя подобие царского двора. Не единицы, тысячи потянулись в Керженское Заволжье. А туда, к отверженному государю, шла не худшая часть Руси. Началось строительство "невидимого града Китежа", мостилась гать, рубилась "батыева" тропа в сторону Городца - Малого Китежа.

Началось строительство духовного государства в государстве светском! Количество переселившихся тогда на Керженец дворянских и крестьянских семей в десятки раз превышало по своей численности живущих в самом городе Нижнем Новгороде.
Повод для своего исторического забвения дал сам Михаил, совершив самую тяжелую и непоправимую ошибку в своей жизни. Наблюдая на успешное начало правления своего младшего брата, и, поверив в его будущее успешное царствование и его долгую жизнь, Михаил пишет ему секретное письмо, в котором ему сообщает-подбадривает, что у него нет в желаньях мешать его царствованию, тем более лишать его престола силой, пусть смело правит, не оглядываясь на него. Неопытный Феодор делится содержанием этого письма со своим ближайшим окружением, которое с 1679 года составляли Иван Языков и Алексей Лихачев, тайные сторонники Матвеева, понимая ли, что написанное ему братом приравнивалось к официальному отречению Михаила от престола.

14 апреля 1681 года заживо сжигается вместе с выдающимися проповедниками старообрядчества: Лазарем, Феодором и Епифанием протопоп Аввакум - тайный духовник опального Михаила, тем самым как бы давая понять тому, что он уже для властвующих в Москве - никто. А того в Керженских лесах сжигал стыд, так как ему было понятно, что он, выходит, самолично распорядился бросить в огонь своего духовного наставника.

Царь Феодор умер (скорее всего он был отравлен) в 13 часов дня 27 апреля 1682 года.

Смерть молодого 21-летнего царя была столь неожиданной, что он даже не успел сделать распоряжения о своем преемнике.

Опять, как в 1676 году, в обход следующего по возрасту 16-летнего царевича Иоана, нарышкинско-матвеевской партией, в которую входил и полуграмотный патриарх Иоаким, вновь на трон провозглашается 9-летний Петр и опять правителем Матвеев.

Потом историки петровской эпохи запустят миф, живущий до сих пор - о странной болезненности царей Романовых-Милославских Феодора и Иоана, дабы оправдать чистоту и законность престолонаследия Петра Романова-Нарышкина, 15-го отпрыска своего родителя.

Далее идут годы взросления Петра, когда он жил в постоянном страхе за свою жизнь. Он чувствовал, что многие не принимают его за царя.

Вскоре в керженские леса на розыски старшего брата раздраженным Петром посылается военный отряд с игуменом Переславского Никольского монастыря Питиримом, как родившимся и выросшим там, в семье и среде раскольничьей.

Как бы в ответ на решение Петра восстает раскольничий казацкий Дон во главе с Кондратием Булавиным, началась Крестьянская война, продлившаяся до 1710 года. Булавинское восстание не остановило Петра и его ратники с предателем Питиримом вышли зимой 1707 года к предполагаемому месту жительства государя Михаила Алексеевича. Никто из живущих на Керженце, кроме посвященных старцев и связных не знал его в лицо, не знали, что он ведет жизнь со своей семьей как простолюдин, а не среди знатных в богатых во всем обеспеченных скитах. Искали Михаила Алексеевича "огненным боем", т.е. через пытки, убийства и разорение.

Предвидел ли протопоп Аввакум, написав Михаилу в одном из писем: "А в огне том здесь небольшое время потерпеть, аки оком мгнуть, так душа и выступит! Разве тебе не разумно? Боишися пещи той? Дерзай, плюнь на нея, небось! До пещи той страх-от, а егда в нея вошел, тогда и забыл вся..."

Этот фрагмент письма Аввакума почти дословно приведен во втором томе романа Мельникова-Печерского "В лесах" в были о старце Варлааме и его трех учениках, ушедших на самосожжение перед солдатами, но не повиновавшихся воле царя.

Близ скитов Улангера и Фундрикова в Поломском лесу, что недалеко от озера Светлояр, на небольшой поляне стоял старый и просохший скит, возле которого 4 февраля (ст.ст.) 1708 года и произошла встреча великого государя Михаила Алексеевича (с тремя старшими сыновьями-?) и ратниками Петра (здесь, по некоторым другим источникам, c ним, названным отцом Варлаамом, пошло на самосожжение двенадцать попов "не восхотевше Никоновых новшеств прияти")...

Перед тем, как факелом поджечь обложенный сеном скит и заложить за собой на засов крепкую дверь, Михаил Алексеевич, как великий государь, взял со всех ратников великую клятву - пусть пожалеют жену и трех (младших-?) сыновей и доложат царю Петру, что он сгорел со всей семьей у них на глазах. Первый и последний раз в своей жизни он командовал над таким большим военным отрядом: все были остановлены на краю опушки, только коренастый глава ратников, проваливаясь почти по пояс в снег, вышел вперед и почти слезно умолял великого государя отказаться от смертельного решения...

Как показывает наша история, ратники, пораженные таким исходом их похода, все до одного дававшие эту клятву, ее сдержали, а Петр-младший им поверил, т.к. считал своего брата за религиозного фанатика, отказавшегося по своей глупости от царства, от власти, от богатства.

Нарушая тайный уговор, глубоко встревоженный Михаил Алексеевич сам пришел к отцу Софонтию с братией с одной мыслью - как можно скорее сдаться солдатам во избежании новых невинных, но из-за него погибающих жертв. А ему, должно быть, были известны и знакомы многие из живущих на Керженце. Старцы отговаривали его от этого шага, убеждали, что между жизнью государя и жизнью простолюдина большая разница и не стоит ему так переживать за их преждевременную смерть, а невинно убиенные через муки свои войдут в Царство Христово. Прекрасно знали старцы и крутой нрав Петра и все понимали - живыми государь Михаил Алексеевич с семьей никак ему не нужны, не сулит свободная сдача свободной жизни. Потому-то и решился отверженный великий государь Михаил Алексеевич пойти на крайнюю меру - самосожжение.
Предупреждая возможное клятвопреступление кого-нибудь из ратников, знавших об оставшихся в живых трех сыновьях великого государя Михаила Алексеевича, тайными руководителями старообрядцев были предприняты переселенческие мероприятия старообрядцев: ушел в пределы турецких владений большой отряд Игната Некрасова с семьями, снялись многие раскольники с керженских мест и ушли жить на Урал, на железный Верхисецкий завод, на дачи Демидовских заводов... Ищи теперь, Петр, если сможешь, где спрятаны твои племянники...

Вероятнее всего у Михаила Алексеевича было 6 сыновей. Именно так и можно расшифровать фразу из одной легенды о Граде Китеже, в центре которого возвышались 6 глав церквей, именно в этом ключе видят многие герб Нижегородского края, учрежденный в 1781 году и утвержденный в 1857: в серебряном поле идущий червленый олень с 2 рогами о шести отростках. Где-то незадолго до учреждения герба Нижегородского ездил зачем-то к своему дальнему родственнику князю Таврическому керженский старец Игнатий Потемкин с древними бумагами. С богатыми дарами вернулся из столицы раскольничий инок в леса заволжские и построил обитель, прозванную впоследствии Игнатово.

В селе, что расположилось недалеко от озера Светлояр в 1766 году была построена каменная церковь Владимирской иконы Божьей матери, ныне так по ней и прозванное - Владимирское.

Недалеко от озера Светлояра, близ деревни Осиновки, бъет из под земли родничок - "святой колодчик с могил сожженных" - именно на том месте, где и произошло самосожжение великого государя Михаила Алексеевича с сыновьями.
Керженские старцы понимали, что со временем имя великого государя Михаила Алексеевича при его жесточайшем государственно-церковном преследовании вскоре должно будет забыться, как оно и случилось в самом деле. Но пошли гулять по миру рожденные в земле нижегородской, из среды старообрядческой, легенды, были и сказания, где в иносказательной форме был спрятан последний великий государь староотеческой Руси. Самой известной и знаменитой стала чарующая легенда о великом граде Китеже и его основателе - великом князе Георгии Всеволодовиче, где историческая действительность одного времени плавно переплеталась с исторической действительностью другого, но уже в зашифрованном виде; где за монголо-татарским нашествием и ханом Батыем подразумевалось тлетворное нашествие на Русь западного влияния и его главный проводник - Петр I.

Известно, что открытие мощей князя Георгия Всеволодовича произошло в 1645 году, и что благоверный князь тогда не был канонизирован, хотя некоторые источники указывают на это время, как на время его канонизации. По моиму предположению начало было положено, когда выходцем из Нижнего Новгорода образованнейшим монахом Тихоном была составлена авторитетная в церковной среде Латухинская Степенная книга, где там днем поминовения святого благоверного князя Георгия Всеволодовича, вопреки летописным данным, является 4(17) февраля. Так кого же на самом деле мы поминаем 17 февраля в церквах ежегодно? Думается, что все-таки за железной исторической маской китежского великого князя Георгия Всеволодовича скрывается великий государь Михаил Алексеевич! Предавший великого князя Георгия Всеволодовича и показавший путь батыевым полчищам к граду Великому Китежу Гришка Кутерьма перекликается в корне своей фамилии с предателем Питиримом; в разговорной речи общее "тер" и "тир" звучит одинаково. Случайны ли все эти странности и совпадения?
"Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте будет воздвигнута Русь новая - по СТАРОМУ ОБРАЗЦУ, крепкая своей верой во Христа Бога и Святую Троицу!..." Св. Иоанн Кронштадский.

12

Ваше право, дорогие мои земляки, воспринимать эту информацию как аксиому или недоверчиво усмехнуться...

Одно могу сказать с уверенностью ( даже присягну), находясь на берегу озера смотришь на все это иначе, чем читая дома эту информацию. Мыслить о истории родного края, глядя на изумительную и неповторимую, непознанную и загадочно-волнующую гладь озера будете гораздо масштабнее.

В чем феномен озера и источника Кибелек мы, возможно никогда не узнаем или не поймем.
Вода из Кибелька вот уже второй год стоит у меня дома в пластиковой бутылке, а ощущения от ее вкуса такие , словно ее только что зачерпнули!!!

Что же это такое Светлояр ?...

Приезжайте и тогда сами это испытаете и почувствуете душевный  трепет при одном только  произношении СВЕТЛОЯР...

   Я до сих пор при одном слове СВЕТЛОЯР испытываю какое-то необъяснимое волнение... Всю гамму моих чувств можно понять только тому, кто имел счастье посетить жемчужину Нижегородской области. Поверьте на слово,что читать о Светлояре и стоять на его берегу - совершенно разные вещи. Мы поехали на озеро в мрачный дождливый день, всю дорогу лил дождь и только на подъезде к Китеж-граду выглянуло солнышко! Я решилась искупаться несмотря на достаточно прохладную погоду. Меня ожидало чудо - ощущения от воды, как от объятий мамы... Мне так не хотелось выходить из воды, удивительное спокойствие и умиротворение овладело мной в воде, я поняла что сбылось мое неосознанное, подспудное желание всей жизни. Я обошла озеро как и положено три раза, загаданные мною желания сбылись и я спокойна - я исполнила свой долг перед Китежем: посетила его и всем (кому могла и хотела ) рассказала об этом. Я призываю вас посетить это уникальное место. Если пожелаете сделать христианский "хадж" на святое место я помогу вам в этом. Вы , в отличии от меня, теперь готовы к этому и владеете всей необходимой информацией - как легендами так и научными изысканиями.

Светлояр ждет вас,земляки!

13

Уважаемая Ольга!
С огромным удовольствием прочитал о Светлояре, о граде Китеже- Спасибо Вам, читается легко...
Невольно, само собой пришло на ум- Свято озеро в Ворсме, на заднем, исток незамерзающий... И уроды, которые без ума, проложили три трубы по 150 мм, насосы, разворотили весь лес, со стороны Долоткова, и ... И чуть не угробили озеро...
То же есть легенды...
Я извиняюсь, что не там написал- перенесите...

14

Я постараюсь найти эти легенды. Спасибо за подсказку

15

Вот чё писал Мельников Печёрский:

А  поблизости Керженца, недалёко от Ветлуги-реки, есть такое место, где
во  времена  стародавние  бывали  великие народные сходбища... сходился туда
народ  справлять великие  празднества  Светлому Яру... На обширной, плоской,
безлесной   равнине   возвышается   раздвоенный холм,   поросший  столетними
дубами...   Двумя   мысами вдается   он  в  обширное  глубокое  озеро.  Воды
озера никогда  не мутятся; что ни бросишь в них - не принимают, на другой же
день  брошенное  волной  на берег выкинет. И то озеро по имени старорусского
бога  Светлым  Яром зовется  (Нижегородской  губернии  (на  самой  границе с
Костромской), Макарьевского  уезда, близ села Люнды (Владимирское то ж). Дно
этого глубокого озера со всех сторон покато и песчано.). 
     Когда  на  той  равнине  и  по ближним от нее местам зачиналось людское
населенье,   не  знает  никто.  Но  там зачастую  находят  каменные  молоты,
каменные  топоры и кремневые наконечники стрел,- стало быть, живали тут люди
еще  тогда,  когда  не  знали  ни  меди,  ни железа (Г. Поливанов лет в пять
собрал  здесь  значительное число орудий каменного периода.). Сказывают, что
на  холмах  у  Светлого  Яра  город  стоял, Китежем  прозывался. Город ли то
Кидиш,   что   во   дни стародавние  от  "поганой  рати"  спасен  был  Ильей
Муромцем, славный  ли  город  Покидыш,  куда ездил богатырь Суровец Суздалец
гостить-пировать  у  ласкового  князя  Михайлы Ефимонтьевича,  не  отсюда ль
ветлужский   князь   Никита Байборода  чинил  набеги  на  земли  московские,
пробираясь лесами  до  Соли  Галицкой,-  молчат  преданья  (Былины  об  Илье
Муромце  и про Суровца Суздальца. Князь Никита Байборода - лицо историческое
(1350-1372 годов).).
     Одно только  помнит  народ,  что  в старину на холмах у Светлого Яра на
день  Аграфены  Купальницы языческие требища справлялись и что на тех холмах
стоял  когда-то  град Китеж...  И  поныне,  сказывают,  стоит  тот  град, но
видим бывает только очам праведников.   
     Не  стало  языческих  требищ, град Китеж сокрылся, а на холмах Светлого
Яра  по-прежнему  великие  сходбища народа бывали... Собирались сюда русские
люди  старые  свои праздники  праздновать, чествовать светлого бога Ярилу. В
"Навий  день",  на  радуницу,  справляли  здесь  "оклички" покойников; здесь
водили  ночные хороводы Красной Горки; здесь величали Микулу Селяниновича, а
на   другой  день его  праздника  справляли  именины  Сырой  Земли  и водили
хороводы  Зилотовы;  здесь  в  светлых струях Светлого Яра крестили кукушек,
кумились,  завивали семицкие  венки;  здесь  справлялись  Зеленые  Святки  и
с торжеством  зажигались  купальские костры в честь отходящего от земли бога
жизни и света, великого Яра... 
     Поревновали  скитские  старцы и келейные матери... "К чему,- заговорили
они,-  сии  нощные  плещевания, чего  ради крещеный народ бесится, в бубны и
сопели   тешит диавола,   сквернит   господни  праздники  струнным гудением,
бесовскими  песнями,  долоней  плесканием, Иродиадиным плясанием?.. Зачем на
те    сатанинские сходбища жены    и    девы    приходят?..   Зачем   в   их
бесстудных плясках  главами  кивание,  хребтами  вихляние, ногами скакание и
топтание,  устами  неприязнен  клич  и  скверные песни?..  На  тех бесовских
сходбищах  мужем  и  отроком шатание,  женам  и девам падение!.. Не подобает
тако творити!.. Богу противно, святыми отцами проклято!.." 
     И  огласили  Светлый  Яр  и  холмы  над  ним  "святыми местами"... Тут,
сказали  они,  стоит  невидимый град божиих святых, град Великий Китеж... Но
не   можем   мы,   грешные, зреть   красоты  его,  понеже  сквернится  место
делами бесовскими... 
     И   стали   боголюбивые  старцы  и  пречестные  матери  во  дни, старым
празднествам  уреченные,  являться  на  Светлый  Яр с книгами, с крестами, с
иконами...   Стали   на   берегах озера   читать  псалтырь  и  петь  каноны,
составили Китежский  "Летописец"  и  стали  читать  его народу, приходившему
справлять   Ярилины   праздники.  И  на  тех келейных  сходбищах  иные  огни
затеплились  -  в  ночь  на день  Аграфены  Купальницы  стали  подвешивать к
дубам лампады, лепить восковые свечи, по сучьям иконы развешивать... 
     Поклонники  бога  Ярилы  с  поборниками келейных отцов, матерей, иногда
вступали  в  рукопашную,  и тогда у озера бывали бои смертные, кровопролитье
великое...   Но   старцы и   старицы   не   унывали,   с   каждым  годом  их
поборников становилось   больше,  Ярилиных  меньше...  И  по  времени шумные
празднества  веселого  Яра уступили место молчаливым сходбищам на поклонение
невидимому граду. 
     Двести  лет  прошло  от  начала  скитов;  спросить про Ярилу у окольных
людей,  спросить про царь-огонь, спросить про купальские костры - никто и не
слыхивал.

16

Кое-что об озере Свято.
Озеро Свято - другое название Пионерское. Памятник природы. По легенде на месте озера, имеющего карстовое происхождение, находился монастырь, монахи которого иногда разбойничали. Бог покарал их: монастырь провалился, и место было освещено.

17

До недавних времен было принято считать, что Горьковское Заволжье (исключая район Городца) заселено и освоено русскими людьми очень поздно. Считалось также, что история военных столкновений Руси с ее врагами обходила стороной этот малолюдный лесной край. Поэтому трудно было даже предполагать, что здесь могут быть найдены остатки старинного русского крепостного сооружения.

Однако такие представления оказались неверными. В 1959 году на самом краю огромных керженских болот в верховьях речки Ватомы были найдены и исследованы остатки старинной русской крепости XIII—XIV веков.

Эта безымянная русская крепость находится на южной окраине села Городищи. Она занимает мыс, образованный рекой Ватомой и впадающим в нее ручьем Мосоловым. Среди местного населения доныне бытует предание, что крепость пала после жестокого боя ее защитников с татарами. Сообщая об этом, рассказчики ссылаются на большое количество человеческих костей, которые находят при земляных работах в этом районе. По их объяснению название ручья «Мосоловый» происходит от этих находок (от «мосол» — кость).

План крепости в с. Городищи Борского района (Съемка 1959 г.)

На территории крепости, густо поросшей вековыми березами, раньше существовала часовня, а позднее - Церковь и кладбище. Ныне здесь расположена школа с ее хозяйственными постройками.

Крепость имеет кольцеобразную форму и один вход. Ее периметр — 350—360 м. Высота вала, который сохранился на всем его протяжении, достигает 2—3 м. Никаких следов бывших башен, кроме проезда, не имеется—линия вала нигде не прерывается и не понижается. С трех сторон крепость окружена естественными косогорами, а четвертая сторона защищена только валом — следов рва Здесь не обнаружено.

Проведенным исследованием установлено, что крепостная стена имела форму городни, т. е. состояла из двух параллельных бревенчатых стенок, засыпанных внутри землей. Бревна стены лежали горизонтально и крепились вертикальными стояками-Столбами. Толщина стены составляла около 1,5 м, а высота, судя по отвалам, — до 3,5—4 м.

В пробном шурфе, заложенном внутри укрепления, были найдены обломки русских глиняных сосудов XIV столетия и фрагмент сосуда восточного типа. Последний сходен с частями сосудов, которые часто находят при земляных работах в Казани.

В связи с тем, что крепость в селе Городищи является безымянной, прямых указаний о ее службе в исторических источниках не имеется. Однако факт ее существования Находит отражение в народной легенде и документальных источниках.

Широко известна народная легенда о граде Китеже. Она повествует о городе-крепости, существовавшем в глухих заволжских лесах нашего края, разоренном татарами и исчезнувшем с лица земли. Эта легенда изложена в так называемом Заволжском, или Китежском летописце, созданном в конце XVII столетия старообрядцами из секты бегунов.

В летописце указывается, что великий владимирский князь Юрий Всеволодович, посетив ряд городов Руси, приехал в Волжский Городец — Малый Китеж. Оттуда он поехал сухим путем на восток и на берегу озера Светлояр «в месте вельми прекрасном и многолюдном» построил город-крепость Большой Китеж. Впоследствии, спасаясь от преследовавшего его по пятам царя Батыя, он скрылся в этом городе. Но татаро-монгольское войско, узнав дорогу от предателя, пришло к городу, взяло его и убило князя.

В конце летописца говорится, что взятый и разгромленный врагами Руси город стал невидимым благодаря покровительству бога. Разоренная и опустевшая «страна заузольская лесом порасте», а Китеж скрылся от глаз людей под водами озера Светлояр и окружающими его холмами.

Само собой разумеется, что рассказ о чудесном исчезновении Китежа является сплошным вымыслом—невидимых городов нет и не было. Чувствуя слабость этого положения, составители летописца решили подкрепить его ссылкой... на коллективное решение: «Летописец написали... и уложили собором».

Изучение Китежского летописца показывает, что сведения, приведенные в нем, противоречат русским летописям. Русские летописи не знают ни Большого ни Малого Китежа — они говорят о том, что в нашем крае были Городец и Нижний Новгород.1 По Китежскому летописцу, Китеж был заложен в 1165 году, а, по летописям, его основатель Юрий Всеволодович родился на 22- 23 года позже. Известно также, что этот князь погиб в битве с татаро-монголами на реке Сити, сражаясь во главе русского войска, а, по Китежскому летописцу, он погиб в Китеже.

Китежский летописец говорит о «запустении Московского царства», которого при Батые еще не было, о том, что в нем «царствует антихрист» — это соответствует идеологии старообрядчества XVII—XVIII веков, а не XIII столетия. Имеются и другие несоответствия данных Китежского летописца достоверной и стройной системе сведений древних русских летописей.

Однако несмотря па то, что попытка старообрядцев увязать Китежскую легенду с русской историей оказалась неудачной, отбрасывать целиком эту легенду нельзя.

Советский ученый В. Л. Комарович посвятил исследованию Китежской легенды большую монографию, в которой приходит к выводу, что в основе этого предания лежат исторические факты и события более поздние, чем татаро-монгольское завоевание, и не попавшие в «большую» русскую историю. По его мнению, крепость в заволжских лесах действительно могла существовать и ее следует искать.

Поиски Китежа велись многими исследователями. Неоднократно был обследован район озера Светлояра, а в 1959 году специальная экспедиция, снаряженная аппаратами для подводного плавания, обследовала и дно озера. Никаких признаков Китежа на Светлояре не было обнаружено.

Факт открытия безымянной русской крепости на Ватоме, расположенной всего в 45—50 км от Светлояра, проливает новый свет на Китежскую легенду. Он подтверждает основное положение народного предания: русская крепость в заволжских лесах действительно существовала. (Для наших предков слово город означало—крепость, укрепление).

Рассказ местных жителей о бое с татарами, происходившем у ее стен, также полностью увязывается с легендой о Китеже.
* * *

Какие задачи выполняла эта крепость и нет ли хотя бы отрывочных сведений о ней в исторических документах?

На эти вопросы нам отвечают источники XIV—XVI столетий.

В Китежском летописце определенно указывается на то, что град Китеж находился в «стране Заузольской», т. е. в районе, недалеком от Уэолы. Положение крепости на Ватоме больше соответствует этому указанию, чем положение Светлояра, расположенного за рекой Керженец, более значительной, чем Узола.

Это указание свидетельствует об административном тяготении Китежа к Городцу, что вполне увязывается с. имеющимися сведениями о Городецком удельном княжестве.

В состав Городецкого удела князя Бориса Константиновича в конце XIV века входили волости по Волге близ Городца, села за Сундовиком и район Заволжья с неопределенными границами. После падения Нижегородского великого княжества поволжские волости вместе с Городцом перешли к серпуховскому князю Владимиру Андреевичу в обмен на Волок (Волоколамск) с одним изъятием: «А что семь пожаловал князя Ивана Борисовича в то ся князю Володимеру и его детям не вступати» (Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей, № 16, стр. 43, М.—Л. 1952).

В Духовной грамоте великого князя Василия Дмитриевича от 1406—1407 годов (там же, .№ 20, стр. 55) передается его княгине, как административная единица «Керженець со всем».

Положение обнаруженной крепости по среднему течению Керженца вполне отвечает этому указанию.

Исходя из приведенного, можно установить, что в Заволжье и, в частности, в районе Керженца в начале XV столетия существовал административный район, центром которого могла быть крепость, обнаруженная в 1959 году. Из нее организовывалась эксплуатация богатств Заволжья и, в первую очередь, бобровых гонов и бортных угодий, которыми еще до XVII столетия славились Керженец и Ватома с их притоками.

С 20-х годов XV века сведения об этом центре и административной единице прекращаются. В конце XVI столетия р. Ватома с ее притоками переходит во владение нижегородского Печерского монастыря без всякого упоминания о находившейся там крепости.

Для чего же понадобилось строить крепость на Ватоме? Ответ на это дает Писцовая книга Балахнинского уезда 1591 года.

«Заузольские и веэломские волости пустоши, что были деревни и починки, и запустели от черемисские войны».

«В Везломской же волости на устье речки Веэломы, что против Новаграда Нижняго у Волги на берегу селище, что была слободка... а та слободка запустела от казанские войны, дворы выжгли и людей в полон вывели и высекли»2 (речь идет о городе Бор).

Целям защиты русского населения района устья Оки от налетов враждебных соседей-отрядов грабителей, организуемых марийской феодальной знатью и враждебными ханами Казани, служила крепость на Ватоме.

Размеры опустошений, производимых ими, даже в XVI столетии в Горьковском Заволжье были огромны. По указанию Писцовой книги Балахнинского уезда 1591 года, на 180 имевшихся деревень было «120 пустошей, что были деревни и починки».

Но Горьковское Заволжье заселялось новыми и новыми поселенцами. И в ходе этого заселения была забыта народом русская крепость в Заволжье. Глухая память о ней стала легендой, ловко использованной старообрядцами для своих целей.

Рядом ученых, в том числе и В. Л. Комаровичем, были проведены сложные изыскания для выяснения вопроса о происхождении названия «Китеж».

Думается, что дело здесь решается проще. В бассейне Керженца и по соседству с ним встречается ряд названий селений с одинаковым звучанием — Шалдеж (Семеновский район), Елдеж (Воскресенский район). Если добавить к этому, что, по данным В. Л. Комаровича, слово «Китеж» в XVII столетии и ранее звучало «Кидеж», то становится ясным, что это название местное, но утратившее связь с определенной географической точкой — крепостью на Ватоме.

Отсюда имеются большие основания полагать, что заволжская русская крепость на речке Ватоме и недошедшая до нас ее история дали историческую основу, на которой возникла легенда о Китеже, приспособленная старообрядцами для своих религиозных целей.

увеличить