СОЛОНИЦА - русская деревенька в Нижегородской области!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Чкаловский гипюр

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

ЧКАЛОВСКИЙ ГИПЮР

Открытое акционерное общество «Гипюр» бережно сохраняет вековые традиции уникальной вышивки «нижегородский гипюр» и благодаря творческим поискам художников и мастеров промысла  умело сочетает их с современностью. 

В конце XIX века на территории современного Чкаловского района сложился особый вид вышивки «по выдергу», то есть по крупной сетке, образованной путем выдергивания продольных и поперечных нитей полотна, известная под названием «гипюр». Прозрачностью и мягкостью эта вышивка напоминает кружево. Главным элементом узора, характерным для «нижегородского гипюра»,  являются ромбы, которые вышивальщицы называют «цветками». Существует около 50 видов швов - разделок, которыми заполняются «цветки». Строчевая вышивка становится предметом промысла и все женское население сел и деревень от зари до зари сидело за пяльцами, покрывая ажурным узором белое полотно. В 1920-ые годы вышивальщицы объединяются в артели. Одна из первых - «Катунская трудовая артель по строчке и вышивке белья» была организована в 1924 году, в 1937 году ей присваивается имя Чкалова.

1960 год стал переломным в истории промысловых артелей - они переходят в разряд государственных предприятий. На базе объединенных артелей была создана Чкаловская строчевышивальная фабрика, которая в 1998 году  была преобразована в ОАО «Гипюр». Предприятие производит комплекты постельного и столового белья, дорожки, салфетки, а также юбки, блузы, халаты из экологически безопасных тканей льна и хлопка с художественной вышивкой.

С целью сохранения и развития народного промысла на предприятии 1 февраля 2004 года открыт и работает выставочный зал «Нижегородский гипюр» общей площадью 150 кв.м. В нем перед посетителями предстает сказочный рукотворный мир вышивки «нижегородского гипюра», история ее возникновения, сохраненные материалы и экспонаты промысловых артелей середины  XX века, уникальные образцы выставочных и конкурсных изделий мастериц и художников разных поколений. Все экспонаты со вкусом расположены в трех уютных залах. Особый интерес у посетителей выставочного зала вызывает экспозиция интерьера комнаты «Русский лен», богато украшенная ручным гипюром.   ОАО «Гипюр» предлагает проведение организованных экскурсий с посещением выставочного зала.

Вышитые изделия чкаловских мастериц - скатерти, покрывала, портьеры, дорожки и полотенца привлекают ясностью композиции, свежестью узора, богатством и разнообразием приемов исполнения.

Гипюр предполагает создание особого вида кружева — “сквозной вышивки” (слово guipure в переводе с французского языка “воздушная вышивка”). Создается это так: художник на миллиметровке делает рисунок, раскройщик обязательно вручную кроит изделие, дергальщица делает рефеть (“сквозные окошечки” — то есть подрезает нити на ткани), затем все ниточки соединяются воедино. И потом уже наносится вышивка, которая может быть ручной или машинной, что делает изделие более доступным по цене (а взгляд непрофессионала разницы между ними точно не заметит). Традиционный горьковский гипюр включает около пятидесяти элементов вышивки, у каждого из которых свое название — ромашка, бобурочка. А от другого гипюра (того же ивановского) наш отличается преобладанием растительного орнамента — веточки, цветочки всякие (у них же — геометрические формы) — и большей легкостью и прозрачностью (у нас рефеть — то есть клеточка — 5 миллиметров, у них — всего 2—3). Не зря горьковский гипюр сами мастера прозвали воздушным белопенным...
Чкаловская фабрика на протяжении не одного десятка лет производит столовое и постельное белье, предметы интерьера — шторы, картины, например. А в последние годы это еще и одежда. Сейчас пользуется популярностью женская (брюки, бриджи, юбки, блузки) и мужская (косоворотки) одежда изо льна. Недавно на 60-летие Никиты Михалкова наше министерство культуры заказало для юбиляра в подарок традиционную серую с вышивкой рубаху изо льна.
   

ОАО «Гипюр»
606540, Нижегородская область
г. Чкаловск, ул. Белинского, д. 65
Тел./факс: (831-60) 4-14-91, 4-25-76
e-mail: gipur@sinn.ru

2

Возвращение к истокам

Знакомое всем по перечню художественных промыслов нашей области название — горьковский гипюр… Кто знает о том, что местом его прописки является отнюдь не город Горький и даже не Чкаловск, как считают те, кто разбирается в этом немного больше. Один из самых молодых видов строчки, возникший на рубеже XIX — XX веков, гипюр первоначально стал прочно укрепляться в промысловом селе Катунки Балахнинского уезда. Промысловом — это значит, что население кормилось не сельским хозяйством, а уникальным промыслом. В нем было занято девять дворов из десяти, а грамотность здесь существенно превышала среднюю по уезду.
Тогда мастерицы работали на скупщиков, которые продавали катунские изделия в московских и питерских магазинах. До тех пор, пока в 1924 году не появилась первая в уезде Катунская трудовая артель по строчке и вышивке белья. Число ее членов удваивалось с каждым годом, а денежный оборот уже в 1927 году составил 40 тысяч рублей. Успех катунского гипюра в 1932 году стал заметен на международном уровне: почти половина продукции артели шла на экспорт в Германию, Канаду и США.
Незадолго до объединения шести строчевышивальных артелей в единую Чкаловскую строчевышивальную фабрику, которое произошло в 1960 году, в технике катунской вышивки появился собственный почерк. Основу его заложила Серафима Петровна Стрелкова, мастерица, разработавшая особый, не имевший аналогов растительный узор в виде цветов, веток и ягод. В 1945—1960 годах гипюр переживал подлинный расцвет…
Но наступили и тяжелые времена. В годы экономического развала многих предприятий в 1996 году в целях сохранения родины промысла катунские мастера ходатайствовали к головному предприятию — чкаловскому «Гипюру» о своем отделении. До этого работать приходилось очень тяжело — проще сказать, сидели вовсе без работы. На глазах такой же филиал в селе Чистом полностью прекратил свое существование. Та же участь ждала и кантунцев.
В этот сложный момент появился человек, которому катунский филиал обязан своей второй жизнью. Леонид Николаевич Горелов, проработавший долгие годы в производстве гипюра, организовал отделение от чкаловского предприятия, нашел московского инвестора и стал генеральным директором ОАО «Катрис» — «Катунский рисунок». Зачем? Обидно стало за родину гипюра, где пропадают рабочие руки, опытные мастера не находят спроса своему редкому умению. Руководил предприятием до недавнего времени и сам инвестор — Дмитрий Владимирович Рогачевский, который за семь лет ни разу не разочаровался в своем решении вложить деньги в возрождение «Катриса». Убедившись в том, что предприятие наконец стоит на своих ногах, он предоставил свое кресло Елене Евгеньевне Кротовой, для которой предприятие — родное в буквальном смысле слова. С января 2003 года она — новый директор «Катриса».
Отделение стало спасительным шагом для катунского филиала. Вот такой феномен: гибнущее предприятие разделилось на два, что привело к возрождению обоих. Чем же еще, как не возрождением, следует назвать ситуацию, при которой производство, еще четыре года назад, как тогда казалось, окончательно остановившееся, распоряжением губернатора было названо лучшим по обработке тканей и других материалов? Именно это чудо случилось с ОАО «Катрис» в 2000 году.
Закон современного рынка подтверждается еще раз: наступило время малых производств. «Катрис» — значительно более мелкое предприятие по сравнению с бывшим чкаловским «Гипюром», и экономическая эффективность не замедлила проявить себя. «Компактность производства, — считает новый директор Елена Кротова, — исключила возможность расплескивания средств, и это позволило работать без потерь». Сейчас численность сотрудников на предприятии составляет всего 87 человек, при этом административный аппарат — всего семь человек.

3

Продукция ЗАО "Гипюр"

    Ассортимент выпускаемых изделий разнообразен.
Стандартные размеры квадратных и прямоугольных скатертей.
По желанию заказчика скатерти комплектуются салфетками в количестве 6, 12 шт. размером 32х32 или 45х45. Также разработаны скатерти с пришивным бортом, изготавливаются круглые и овальные скатерти следующих размеров:
14х145, 145х180, 145х230, 145х250
При наличии льняного полотна шириной 180 см. диаметр круглых и ширина овальных скатертей - 175 см.
Края прямоугольных и квадратных скатертей, столешниц, дорожек обработаны специальным швом "под мережку", а круглые и овальные - "фестонами".

Вышивка может быть выполнена как по центру скатерти (на столешнице), так и по краям (по периметру). Сложность рисунка вышивки и её количество определяется по договоренности с заказчиком в зависимости от его финансовых возможностей.   
   
Предприятие выпускает высокохудожественные строчевышитые изделия из натурального отбеленного и гладкокрашеного льна: рушники, дорожки, полотенца украшенные ручной вышивкой "Нижегородский гипюр".

«Нижегородский гипюр» - белоснежная строчевая вышивка по выдергу, выполняется по крупной сетке. Для её изготовления из ткани предварительно выдёргивают нити основы или утка, а иногда и те и другие, образуя разреженные сетки. Подготовленную таким образом ткань заполняют по рисунку различными разделками, складывающимися в разнообразные узоры

.
   

  Большим спросом в настоящее время пользуется постельное бельё изо льна, украшенное традиционной вышивкой.

4

Все это можно заказать для себя!

5

Историческая справка

Город Чкаловск известен с 12 в. как Василёва слобода, первое упоминание в документах в 1405 г. Название связывают с именем князя Василия, сына великого князя Юрия Долгорукова (12 в.).

С 1764 г. развивалось как экономическое, затем как торговое село с различными ремёслами и промыслами, в т.ч. гончарным, строчевышивальным.

В 1937 г. посёлок Василёво был переименован в посёлок Чкаловск в честь лётчика В.П. Чкалова (1904-38), который здесь родился). Город с 1955 г.

Восемьдесят лет отмечает в этом году чкаловская строчевышивальная фабрика «Гипюр», где прошло очередное заседание по­печительского совета фонда развития народно-художествен­ных промыслов нижегородской области, который возглавля­ет заместитель председателя областного законодательного со­брания Александр Цапин.

Образованная в 1924 году как рабочая артель, фабрика «Ги­пюр» за годы существования не растеряла свой ассортимент и по-прежнему выпускает постельное и столовое белье от недорогого из бязи до шикарного льняного.

Многие наверняка помнят по детству и юности - кружевные накидушки, покрывала и подзоры на кроватях, чехлы на стульях и дива­нах, скатерти и салфетки, что были модны и любимы. Фабрика про­должает и развивает это народное искусство, а хлопчатобумажные нитки мулине, традиционно при­меняемые при вышивке, делают изделия чкаловских мастериц жи­выми, дышащими, манящими...

6

История вышивки
     

Вышивка, являющаяся одним из древнейших видов народного творчества, известна на Руси с X-XIII вв. Ею украшали как будничную, так и праздничную одежду так и праздничную одежду - рубахи, фартуки, головные уборы, а также бытовые предметы и вещи, относящиеся к декоративному убранству жилища - полотенца, столешники, подзоры, наволочки. Вышивать умели почти в каждой русской семье как в деревне, так и в городе. Постепенно вышивка из домашнего занятия, когда изделия делали для собственных нужд, становится ремеслом -  изготовлением на заказ, а затем и промыслом - производством на продажу. Местные традиции и их глубокое знание мастерицами-вышивальщицами лежали в основе  искусства вышивки. Нижегородская губерния всегда отличалась большим разнообразием народной вышивки, но самыми любимыми были такие виды, как тамбур, строчка и гладь.   
 
    Вышивка продолжает развиваться в Нижегородской области и в настоящее время на строчевышивальных фабриках. Они расположены в традиционных центрах народного искусства - Городце, Арзамасе, Чкаловске, Катунках, Нижнем Новгороде, Лыскове, Шахунье, Первомайске и на Бору. Эти предприятия выпускают широкий ассортимент изделий, украшенных вышивкой, как одежды, так и предметов домашнего обихода. В настоящее время по развитию строчевышивального промысла и разнообразию вышивки Нижегородская область занимает одно из первых мест в России.

      В Нашей стране и за рубежом большой известностью пользуется вышивка "нижегородский гипюр". Это сквозная вышивка выполняется на сетке с размерами ячеек размером до 1 см, полученной на ткани за счет выдергивания определенного количества нитей. В других регионах России эта вышивка не встречается. Сложилась она на рубеже XIX-XX веков, ее родоначальницами считаются катунские вышивальщицы. Рисунок узора в гипюре складывается как мозаика в результате разных способом наложения нитей. В гипюре получили развитие два орнамента - геометрический и растительный. Более 30 видов цветков могут выполнить мастерицы, сохраняя при этом особенности нижегородского орнаментального стиля.   

     Успешно развивается в Нижегородской области традиционная золотая вышивка. Она выполняется специально изготовленными позолоченными нитями. Эта вышивка применяется для украшения праздничной одежды, платков и шалей, а также предметов, предназначенных для убранства интерьеров - декоративных подушек, настенных панно.
    Изящными легкими узорами в технике белой и цветной глади расшиваются женские блузки, костюмы и платья из натуральных хлопчатобумажных и шелковых тканей. В глади каждая форма орнамента заполняется плотно примыкающими друг к другу стежками. Эта вышивка применяется и для украшения скатертей, полотенец, салфеток и др. 
      Легкой графичностью отличается узор тамбурной вышивки. Тамбур представляет собой цепочку из мелких петель нитей, которая образовывает на ткани рельефную линию узора. Изделия строчевышивальных фабрик отличаются сочетанием современной моды и декоративной отделки в традициях нижегородской народной вышивки. Всегда узнаваемы своеобразные растительные узоры, образы солнечных коней, птицы-счастья, которые были у народных мастериц разнообразными по форме и глубокими по их символической значимости.

7

Горьковский гипюр

Строчевышивальный промысел на территории Нижегородской области зародился в конце XIX века. Долгое время мастерицы работали на скупщиков, которые были связаны с магазинами Петербурга и Москвы. Изделия оформлялись белой строчкой с простым узором "пшенцо", "мушка" и др. С начала XX века стали применяться "гипюр" и "японская строчка".

В первые годы Советской власти местные вышивальщицы объединяются в артели. Одна из первых - Катунская строчевая артель, основанная в 1924 г. в поселке Катунки и по 1960 г существовавшая как самостоятельная артель. Позднее организуются и другие: Новинская, Пуреховская строчевые артели. В 1937 г. в г. Чкаловске создается артель имени Чкалова, а в 1960 г. она была преобразована в Чкаловскую строчевышивальную фабрику, которая объединила в себе несколько артелей, в том числе и Катунскую.

Древний поселок Катунки стоит на берегу русской красавицы реки Волги. Ручная строчка "по выдергу" культивировалась здесь с конца XVIII века, ею было занято все женское население и дети. В настоящее время фабрика работает над сохранением художественной вышивки "горьковский гипюр". Горьковские гипюры - это белая ажурная вышивка. От крестецкой строчки она отличается большей ажурностью. В узорах преобладают геометрические фигуры в виде ромбов, но углы их слегка скруглены (их называют "розетками", "цветками"). Геометрические фигуры сочетаются с растительными мотивами - ветками ягод, листьями и т. п.

Своеобразием горьковских гипюров являются длинные стежки, выполненные мягкими белыми нитками. При вышивке на машине их настрачивают сновками по диагонали одной-двух клеток, образуя удлиненные формы. Технология вышивки, разработанная еще в XVII веке и ставшая традиционной, рассчитана только на ручную работу.