СОЛОНИЦА - русская деревенька в Нижегородской области!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Полховско-Майданская роспись

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

ПОЛХОВСКО-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ

Я уже говорила вам в теме Семеновская роспись о том, что в нашей области существует несколько школ художественной росписи. Кроме Семеновской ( с двумя течениями - федосеевским и мериновским) и Городецкой существует и Полховско-Майданская роспись.

Полховско-майданская роспись

Полховско-майданская роспись возникла в недавние времена в
южном Вознесенском районе, где в 1920-1930 годы было налажено
производство расписных выточенных на токарных станках игрушек -
свистулек,матрешек, бочат, яиц, балалаек, грибов, самоварчиков,
которые были названы весело и ласково "тарарушками".
     Село Полховский Майдан, ставшее в 50-е годы центром нового
промысла, получило широкую известность. Сверкая радугой ярких
анилиновых красок и лаком, чудесные игрушки отсюда расселились
по многим базарам России. Они сразу же полюбились детям своим
заразительным наивом и свежим восприятием мира, где бегут по
небесам розовые и голубые тучки, крутятся дивные мельницы, поют
радостные птицы.
Основные мотивы узоров этой росписи - цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек-тарарушек разнообразен. Одна группа - детские игрушки: матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки. Другая группа изделий - традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, "поставки" - цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца.

2

Вознесенский район (образовался в 1929г.) – один из районов Нижегородской области, расположенный в ее юго-западной части на границе с Мордовской республикой и Рязанской областью, занимает 130,3 тысяч га. Поселение Вознесенское известно по документам с XVI века. Основателем его был мордвин Кудин. Первое его название Ошпире. С постройкой церкви Вознесения получает название Вознесенское. Именно на эти земли в 1667г. после подавления восстания под руководством Разина на речку Полховку прибыли ссыльные, высланные по легенде с Дона за участие в крестьянской войне, они и стали основателями Полховского Майдана. Село Полховский Майдан расположено в нечерноземскрй полосе юго-восточной части Вознесенского района, в прошлом на севере Тамбовской губернии бывшего Темниковского уезда, на землях скудных, не удовлетворяющих постоянных нужд местных жителей. С начала XIX века крестьяне села занимались подсобными промыслами, в частности, токарным делом, развитию которого способствовали ежегодно проводившиеся в Нижнем Новгороде ярмарки.
Образ матрешки, которую делают в Полх-Майдане, отличается от всех известных. Она удивляет яркостью нарядов гигантских многоместных матрешек. В росписи матрешки полховско-майданские мастера используют разнообразные приемы: «цветы с наводкой» - самая известная и самобытная роспись с предварительным наведением рисунка и последующей заливкой плоскостей цветом; «цветы без наводки» или «травки» - роспись, напоминающая семеновскую и хохломскую; «пестрение» - простейшая роспись, которая выполняется линейными мазками, отводками, черными точками; «домики» - изображение пейзажа и архитектурных ансамблей. Своеобразная модульная система росписи, в основе которой лежит короткий с нажимом росчерк пера и простой мазок кисти, позволяет при относительной простоте исходных приемов и ограниченного их набора выполнять разнообразные по формам и очертаниям, но единые по ритмике, орнаментальные мотивы. В результате упругая и как бы пульсирующая линия контура, нанесенная легкими движениями пера, четко обрисовывает остроугольные листья, овалы лепестков, выявляет среди листвы плавно изгибающийся стебель.

3

Алой зорькой полыхает Полх-Майдан,
Расцветает под руками мастериц.
По зеленым анилиновым садам
Разлетелись стайки розовых птиц.
Тучки синие по небу понеслись,
И матрешки в пляс пустились огневой,
И свистульки соловьями залились
Над кудрявой повиликой полевой.

4

Полховско-Майданская роспись

Производство знаменитых игрушек-тарарушек яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района. В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. В начале ХХ века в Полховском Майдане начинают применять «выжигание» токарных изделий.

Впервые в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич. Выжигание, а позднее и крашение токарных изделий, нередко производились наемными работниками в мастерской хозяина. Тогда и сложился характерный, дошедший до наших дней, майданский орнамент и пейзажный композиционный сюжет. До сих пор в селе помнят легенду о том, что в давние времена в войске Степана Разина была предводительница по имени Алена — бывшая крестьянка из-под Арзамаса. В ее отряде воевали и непокорные предки полх-майданских кустарей. Под селом Темниковым, что в Мордовии, Алену взяли в плен и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре. А на том месте, где погибла крестьянка-атаманша, выросла и расцвела алая роза. Вот, якобы ту самую розу и перенесли на свои расписные игрушки мастера Полховского Майдана.

С применением масляных и клеевых красок расширился ассортимент крашенных изделий. Существовал этот вид художественной росписи с 1928 по 1934 годы. С 1933 года в селе начали красить посуду анилиновыми красителями, которые по яркости превосходят масляные и клеевые краски. В 1969 году Казаков Петр Ермолаевич и Авдюков Григорий Алексеевич организовали артель «Красная заря», которая в последствии стала производственным объединением «Полоховско-Майданская роспись». Сегодня традиции промысла продолжают частные предприниматели.

Сувениры и матрешки, которые здесь производят, отличаются от всех известных необыкновенной яркостью и оригинальностью. Матрешки имеют и специфические названия — тарарушки. В росписи тарарушек и сувениров полховско-майданские мастера используют разнообразные приемы: «цветы», «травки», «пестрение», «домики». Все это придает неповторимость не только знаменитым тарарушкам и сувенирам, но и другим изделиям мастеров, которые выпускают еще и посуду, и разнообразные предметы быта, например, вазы, поставки, бочонки, полочки и многое другое.