СОЛОНИЦА - русская деревенька в Нижегородской области!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Резьба по камню

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

РЕЗЬБА ПО КАМНЮ - один из самых известных и привычных нам народных промыслов. В тоже время и достаточно малоизучаемый, здесь также существует несколько направлений .

   Уже в XI-XII вв. мастера-градодельцы и каменотесы создавали произведения, отличающиеся красотой и мастерством технического исполнения (например, детали внутреннего убранства храма св. Софии Киевской, диковинные рельефные изображения птиц, цветов, львов, грифонов, покрывающие верхнюю часть стен Дмитровского собора в г.Владимире, резной арочный фриз, опоясывающий церковь Покрова-на-Нерли близ Владимира). От XVII в. до нас дошли белокаменные резные наличники Грановитой палаты Московского Кремля, подоконники Теремного дворца в Кремле, архитектурные детали церквей в Останкине и в Филях, трапезной Симонова монастыря в Москве и т. п.

    При Петре I в Петергофе была основана первая фабрика по производству облицовочных материалов, идущих для нужд строительства в Петербурге. Несколько позднее, в 1726 г., в новом городе Екатеринбурге (Свердловске) была создана Шлифовально-гранильная фабрика, а при Екатерине II - Колыванская фабрика на Алтае.
 

   На предприятиях Урала и Алтая изготовлялись в XVIII в. архитектурные детали и колонны для Зимнего дворца, мраморные плиты и колонны для Мраморного дворца в Петербурге; позднее выполнялся ряд заказов для Большого Кремлевского дворца в Москве и детали галереи из синего мрамора в Царском Селе близ Петербурга.

   

   Со второй половины XVIII в. одним из излюбленных элементов украшения фасадов и внутренних помещений дворцов у русской знати стали декоративные вазы, преимущественно из уральского камня: травянисто-зеленой с волнообразными белыми полосами ревневской яшмы; кроваво-красной с темными и белыми прожилками орской яшмы, полосатой ямской яшмы; розового с черными дендритами орлеца (дендриты - кристаллы, напоминающие ветви деревьев или хвою); темно-голубого или синего с белыми и золотистыми вкраплениями лазурита; темно-зеленого с узором в виде концентрических овалов и лентообразных тоновых полос малахита, о сложности добычи и обработки которого сложены десятки легенд: серо-зеленого прозрачного нефрита, считавшегося в древности вечным камнем, обладавшим чудесными свойствами; наконец, порфира и мрамора различной окраски - белого, серого, темно-зеленого, темно-красного и черного.

   

   Каменные вазы нередко достигали полутораметровой высоты и имели до двух метров в диаметре. Красота природного камня в них сочеталась с красотой силуэта и усиливалась благодаря пластической обработке поверхности и наличию литых скульптурных деталей из золоченой бронзы.

   

   Над некоторыми каменными диковинами мастера-каменотесы, гранильщики, шлифовальщики работали десятки лет.

   До рубежа XVIII-XIX вв. в камнеобрабатывающей промышленности не было никаких механизмов и всю обработку вели вручную


 

Художественные изделия из камня

    Возникновение промысла, материалы для производства, производство и классификация изделий 

Возникновение промысла. Резьба по камню - один из самых старинных народных художественных промыслов. Камнерезное искусство в России было развито еще в IX-XII вв. До XVII в. поделочный цветной камень в России не добывали, а привозили главным образом из Византии, Средней Азии и различных стран Западной Европы. Только начиная с XVII в. в России появляются свой цветной камень и русские самоцветы. Примерно в 1635 г. в предгорьях Урала были открыты медные руды, малахит, а еще раньше здесь были обнаружены "узорчатые каменья" - сердолики, агаты, яшмы.
В 1725 г. по указу Петра I в Петергофе была основана первая гранильная фабрика, куда со всех концов России привозили разнообразные поделочные камни. В 1726 г. в Екатеринбурге, район которого изобиловал месторождениями цветных камней, открывается вторая такая фабрика. Вокруг Екатеринбургской гранильной фабрики возникли небольшие мастерские по обработке цветных камней. Через 60 с лишним лет организуется третья государственная гранильная фабрика - Колывановская.
В XIX-XX вв. ювелирные изделия из цветного камня Петербургской фирмы Фаберже получили всемирную известность. Для мастеров XIX в. характерно умение выявить природную красоту поделочного камня, тщательно продумать форму изделий с тем, чтобы показать лучшие свойства материала.
В советское время художественной обработкой камня занимаются во многих районах Российской Федерации: в Свердловской, Пермской, Горьковской областях, в Алтайском, Красноярском и Краснодарском краях. Кроме того, в небольшом количестве художественные камнерезные изделия выпускают в Архангельской и Челябинской областях.
Материалы для производства. Для выработки художественных изделий и сувениров используют главным образом камни поделочные, в небольшом количестве - полудрагоценные (в качестве основного материала). Вспомогательным материалом служат металлы и сплавы, перламутр, кость, рог, древесина, кожа и другие материалы.
Поделочные камни - непрозрачные, иногда слабопросвечивающие минералы красивой окраски. В производстве художественных изделий поделочному камню принадлежит значительное место. Гармоническое сочетание красок, разнообразие причудливых узоров, способность к полировке - все это делает поделочный камень незаменимым материалом для мастера. По твердости поделочные камни подразделяют на три группы: твердые - халцедон, агат, оникс, орлец (родонит), яшма, нефрит, лазурит, чароит и др.; средние - малахит, серпентин (змеевик), ангидрит, мрамор и др.; мягкие - гипсовый камень, алебастр, селенит, тальк, талькохлорит, кальцит и др.
Классификация изделий. Художественные изделия с резьбой по камню классифицируют по назначению, материалу, способу резьбы, тематике и народным промыслам.
По назначению Камнерезные изделия делят на утилитарные (предметы туалета, принадлежности для курения), декоративные и сувениры.
По материалу различают изделия из твердых, средней твердости и мягких камней.
По способу изготовления художественные камнерезные изделия подразделяют на изделия с объемной резьбой и с гравировкой.
По тематике они делятся на изделия, отображающие труд и быт человека, животный мир, памятники старины.
По народным промыслам различают изделия: уральские, алтайские (колывановские), горьковские (борнуковские), архангельские, краснодарские (отрадненские и ходжохские), красноярские, иркутские и др.

2

Горьковские (борнуковские) изделия


    Художественная обработка камня - древнейший вид народного искусства. Широкая распространенность и легкая доступность такого материала как камень, его природная декоративность, разнообразие цветов и узоров, издавна привлекали к нему народных мастеров.
    В Нижегородской области художественной резьбой по камню занимаются на фабрике "Борнуковская пещера" в селе Борнуково, расположенном на реке Пьяне. Высокий правый берег этой реки состоит из ракушечника и алебастрового камня. На небольшой глубине проходит пласт поделочного цветного камня. Разливаясь весной, река размывала берег и со временем здесь образовалась огромная пещера. В 1920-е годы в селе Борнуково организовалась небольшая артель по добыче и переработке алебастра. Одновременно с алебастром выламывался и поделочный цветной камень. Поэтому в 1930 году было решено открыть при артели камнерезовый цех. Сюда для организации работы пригласили уральских мастеров - опытных камнерезов. Основной ассортимент художественных изделий сложился при участии уральского художника Шальнова Павла Леонтьевича. Это были письменные приборы и пепельницы, украшенные изображениями, главным образом, экзотических животных: львов, барсов, тигров, пантер, слонов. В тоже время появляются первые скульптурные изображения советских людей: красноармейца, парашютиста, шахтера, доменщика. В 1937 году художественные изделия Борнуковских мастеров были отмечены наградой на Парижской выставке.   

   

 
В настоящее время на фабрике разработано более 70 видов высокохудожественных изделий. Это бытовые предметы: ночники, пепельницы, чашечки, лоточки; декоративные изделия: экраны, мелкая анималистическая скульптура, а также разнообразные сувениры. Анималистическая скульптура становится в Борнуково традиционной и занимает ведущее место в ассортименте. 
    Изготовляют борнуковские мастера изделия мягких пород камня - селенита, кальцита, гипсового камня - ангидрита. Местный поделочный камень богат по расцветке, он может быть голубым, рыжеватым, коричневым, зеленым, розовым. Свойства этого высокодекоративного мягкого камня определили стилистические особенности как художественной резьбы по камню, так и промысла в целом. В скульптурах народных мастеров видны обобщенность форм, характерные особенности силуэтов, мягкие сочленения деталей, умение художника точно передать повадки и характеры различных животных. Особое место в борнуковской скульптуре занимает русский медведь, над образом которого плодотворно  работал художник-камнерез Павел Курышев. В творчестве другого мастера - Петра Минаева преобладают динамические образы скачущего коня. Возвышенный романтизм и эмоциональная приподнятость являются отличительными чертами

  Борнуковские мастера вырабатывают изделия из селенита, кальцита, гипсового камня, применяя токарную обработку, объемную и рельефную резьбу, гравировку. Изделия борнуковских камнерезов отличают лаконичная и острая характеристика образов в фигурках животных и птиц, простота и изящество форм в бытовых вещах, выявляющие красоту и специфику материала. Это бытовые предметы - ночники, лоточки, чашечки, туалетные приборы, принадлежности для курения (пепельницы различных форм и размеров), вазы для цветов; декоративные изделия - мелкая анималистическая скульптура, которая стала в Борнукове традиционной и занимает в ассортименте ведущее место; разнообразные сувениры и подарочные изделия.

      Предприятие "Борнуковская пещера"

Фабрика "Борнуковская пещера" Нижегородской (Горьковской) области - промысел, организацию которого подсказали запасы местного камня. Здешний ангидрит, белый с золотистым оттенком и разной резкости прожилками, хорошо связывается с образами декоративных скульптур. Красив он и в туалетных коробочках, вазах небольшого размера, выполненных на токарной основе. Утилитарно-декоративные предметы изготовляют без резьбы. Их объемы и поверхность достаточно привлекательны естественной структурой природного рисунка.

Предприятие организовано на базе камнедобывающей артели, основанной в 1980 году. Современные художники промысла создают из местного гипсового камня изделия мелкой пластики – обобщенные и в то же время лаконичные и выразительные образы животных и птиц. Анималистическая скульптура занимает ведущее место в изделиях борнуковских камнерезов и является традиционной.

Утилитарным предметам присущи простые, но изящные формы, выявляющие красоту и богатые природные возможности камня. Среди них – вазы для цветов, подсвечники, пепельницы, шкатулки, светильники. Изделия промысла постоянно экспонируются на отечественных и зарубежных выставках.

3

Резьба по камню

История камнерезного промысла уходит корнями в далекое прошлое и неразрывно связана с таинственной «мраморной» пещерой, расположенной на берегу реки Пьяны в с. Борнуково Бутурлинского района. Издавна эта пещера славилась своим поделочным камнем — ангидритом или как его называли «нижегородским мрамором». Он был самых разных оттенков: розового, белого, голубоватого, коричневого, серого и зеленоватого, с разнообразными рисунками и узорами. Во времена Екатерины II камень, добываемый в пещере отправлялся в Санкт-Петербург на отделку дворцов. Расцвет боруковского камнерезного искусства приходится на 30-е годы XX века, когда в с. Борнуково была создана фабрика художественно-камнерезных изделий «Борнуковская пещера». Сначала она работала как филиал Казаковского объединения ювелирных изделий, потом самостоятельно. Через несколько лет, переняв опыт уральских мастеров, борнуковские резчики по камню достигли вершин мастерства и неоднократно удостаивались самых высоких наград на российских и международных выставках, в том числе на выставке в 1937 году в Париже.

Традиции камнерезного искусства сегодня продолжает фабрика «Борнуковская пещера». Мастера сохранили и технологию обработки камня, и традиции ассортиментного ряда изделий. Резьба по мягкому камню — одна из наиболее сложных областей современного декоративного искусства, и среди камнерезных промыслов России мастера предприятия «Борнуковская пещера» обладают индивидуальным творческим лицом, продолжая традиции анималистического жанра в русском народном творчестве. При обработке камня используется токарная обработка в сочетании с объемной и рельефной резьбой, гравировкой. Образцы животных и птиц отличаются лаконичностью и в тоже время неповторимыми «характерами», которые позволяют выявлять природную красоту материала. Выразительный силуэт, мягкая пластичность, лиричность, бесхитростность создаваемых образцов передают красоту и своеобразие животного мира и доброту русской души.

Помимо скульптур птиц и зверей, в большом ассортименте мастера предприятия изготавливают предметы быта: изящные подсвечники, вазы, шкатулки, письменные наборы.На фабрике работает музейно-выставочный зал, для желающих проводятся мастер — классы резьбы по камню, экскурсии по фабрике и к Борнуковской пещере.

4

А здесь http://www.artstoun.ru/ искусство резьбы можно увидеть изделия петербургских мастеров, которые бережно сохраняют традиции камнерезного искусства

увеличить

Отредактировано kostaa (2011-03-11 14:06:20)