СОЛОНИЦА - русская деревенька в Нижегородской области!

Объявление

[взломанный сайт] Добро пожаловать на форум, посвящённый нашей малой Родине - деревеньке СОЛОНИЦА ! ... Приходите, общайтесь с земляками, читайте историю родного края ... ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ... [взломанный сайт]

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Озеро Светлояр

Сообщений 1 страница 10 из 17

1

Одним из самых загадочных мест в России является озеро Светлояр.

Озеро Светлояр - жемчужина России.

Жемчужина России - именно так иногда называют это удивительное озеро. Сколько тайн хранит Светлояр, сколько чудес совершается на его берегах! Наверняка, Вы уже слышали когда-то легенду о граде Китеже, не пожелавшем сдаваться войску Батыя и на глазах захватчиков ушедшем в воды озера Светлояр. “И досель тот град невидим стоит, откроется перед страшным Христовым судилищем”, - глаголет “Летописец”. Все удивляет на Светлояре: непонятная ученым прозрачность воды; ее уникальные целебные свойства, собранная в сосуд, она не портится несколько лет. На берегах озера произрастают 27 видов растений не свойственных для этой высокой широты. Растет даже редкий вид южной орхидеи. Совершенно невероятные случаи чудесных исцелений происходят на озере каждый год. Сколько ученых, исследователей пыталось разгадать тайны Светлояра, но тайны эти пока остаются тайнами. Приезжали к этому небольшому озерку писатели Пришвин, Горький, Короленко, Майков, Мельников-Печерский, которые в своих произведениях с любовью рассказывали о нем. Композитор Римский-Корсаков написал оперу “Сказание о граде-Китеже и деве Февронии”. А православные паломники, уже который век, едут к этому святому месту молиться,… и по молитвам их, порой, совершаются чудеса...

Московский ученый-геолог Валерий Иванович Никишин сорок лет изучал Светлояр. Дважды руководил он экспедициями, организованными с целью изучения аномалий озера. Наверное, столько научных материалов, систематизированных, опубликованных и неопубликованных статей о Светлояре не имеет ни один исследователь.

Выйдя на пенсию, Валерий Иванович решил поселиться вблизи озера, в селе Владимирском. Искал дом, в котором хотел снять угол, а поселился он у бабушки Наташи. Теперь адрес «Алмазный переулок, дом 5» – это и его адрес. Во время одной из экспедиций было принято решение о бурении дна озера. Никишин дал команду начинать работу. Бур вошел в ил на тридцатиметровой глубине, но, когда были пройдены первые метры десятиметрового слоя ила, Валерий Иванович вдруг почувствовал себя плохо и потерял сознание. Его отвезли в Воскресенское, в районную больницу, где врачи поставили диагноз: заражение крови.

     Надежды на выздоровление не было никакой, а до печальной развязки, как потом говорили врачи, оставались дни или часы. На какое-то время Никишин пришел в сознание и попросил немедленно передать в экспедицию: «Бурение прекратить немедленно!» Как только бурение прекратили, болезнь как рукой сняло. Все анализы тут же изменились. Такой случай не мог не повлиять на материалистическое мировоззрение Никишина. До этого к чудесам, происходящим на озере, он относился скептически.

2

Легенды и жизнь Светлояра

Озеро Светлояр в числе четырех объектов природы Нижегородской области отмечено в сводке «Примечательные природные ландшафты СССР и их охрана», где включено в группу «Озера, имеющие большое эстетическое значение (озерно-ландшафтные заказники)». Расположено близ с. Владимирского Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока Ветлуги. Площадь водного зеркала около 12 гектаров, длина озера — 210 м, ширина — 175 м.


Светлояр — жемчужина природы Нижегородского края и России
.

Это озеро называют маленькой русской Атлантидой: его история овеяна легендами, уникальное озеро задает исследователям множество загадок...» Несколько гипотез спорят о его происхождении. Высокие южные и западные береговые склоны, округлая форма озерной ванны, ровная береговая линия, большие глубины (29,2. м) дают повод предполагать карстовое происхождение озера. В. В. Докучаев (1886) относил его ерам, С. С. Станков (1951) — к озерам смешанного происхождения. Но работы Горьковской геологоразведочной экспедиции показали, что карстующиеся породы отсутствуют до глубины 250 м, а залегающие на большей глубине известняки, гипсы, ангидриты не затронуты карстовыми процессами. Есть высказывания о его ледниковом (эоловом) происхождении. По мнению геолога Г. И. Блома, Светлояр — остаток древнего русла Люнды.

Участник экспедиции журнала «Смена» (1968) геолог В. И. Никитин считает, что котловина озера лежит в узле пересечения двух глубинных разломов земной коры: опускание и размыв пород и послужили причиной образования озера. Неотектонический провал мог возникнуть, в частности, во время землетрясений 1596 года, которое было отмечено в Нижнем Новгороде, или 1807 года, 5—6-балльные толчки которого были зарегистрированы близ впадения Ветлуги в Волгу. Есть еще одна гипотеза. Известно, что ванна озера представляет собой глубокую впадину с двумя опоясывающими террасами: одна — на глубине 6—8 м, другая — на глубине 18—20 м. На верхней из них обнаружены остатки елового леса. Участник экспедиции журнала «Смена» гидролог Д. А. Козловский высказал предположение, что Светлояр образовался в несколько приемов: его глубоководная чаша возникла около 1500 лет назад, нижняя подводная терраса — около 800 лет назад, верхняя — 350—400 лет тому назад. Последняя цифра подтверждена исследованиями древесных остатков радиоуглеродным методом. Возможно, это последнее заполнение чаши озера каким-то образом и послужило основанием к созданию легенды о погрузившемся в воды Светлояра граде Китеже.

Озеро необычно по своим гидрохимическим особенностям. Удивительна вода Светлояра: может много лет храниться в сосуде, не теряя исключительной чистоты, прозрачности и вкусовых качеств. Это принесло ей славу святой, она широко известна далеко за пределами области. Светлояр питается за счет родников, которые бьют со дна; только один из них можно наблюдать и на берегу, в южной части озера. Гидрологи относят слабоминерализованную воду озера к гидрокарбонатно-кальциевому типу. В нижних слоях ее температура 3—4=С, Возможно, «святые свойства» светлоярской воды следует объяснить тем, что озеро постоянно пополняется из глубинных горизонтов водой низкой температуры и без бактериальной флоры. Но и гидрохимическая загадка озера до конца еще не разгадана.

Светлояр имеет большую научную ценность и как местообитание интересных видов растений и животных. В воде и на берегах его произрастают редкие и охраняемые растения — рдест длиннейший, тростянка овсяничная, кувшинка чисто-белая, кубышка желтая, а на сфагновом болоте, примыкающем к его северным берегам, встречена редкая орхидея лосняк Лёзеля, тундровый кустарник ива лапландская и северное насекомоядное растение росянка английская. В водах озера обитает особый, тоже типичный для севера комплекс коловраток — мелких червей размером 0,01—2,5 мм. Эти планктонные организмы активно участвуют в самоочищении водоема. В прошлом на озере обитало реликтовое животное Красной книги СССР — выхухоль.

3

По следам легенд

Это выжимки из одноимённой статьи и статьи "ТАЙНА ЗОНЫ “К”" В. Фёдорова. Полную версию можно посмотреть на сайте: wwwsvetloyar.ru Статья, да и сам сайт оказались настолько интересными, что мы просто не могли обойти их вниманием. Поинтересуйтесь, не пожалеете.

Посланец ЯРА

Светлояр... Светлый Яр... Озеро, переполненное тайнами...

В смутные времена, во времена перемен и тревог шли сюда люди черпать силы. Русь жива, пока жив русский дух. Не одолеть ворогам Русь, скроется она до времени, как Китеж-град, а потом возродится.

Когда же наречено было озеро именем Яра — сына бога Белеса и богини Дивы? Отец его покровительствовал скотоводам, а мать - охотникам и лесным людям. Каким Яр пришел в эти места? Он ведь сам был богом-разрушителем - богом войны.

Светлый Яр... Он спустился на эти земли богом весны, ярового цветения, любви, солнечности. Он предстал частичкой Солнца.


Итак, первая легенда конечно же о Китеже.

Есть аномалия

Светлояр повидал на своих берегах десятки экспедиций. Первыми начали его исследование студенты Казанского университета еще в конце XIX века. Они разбивали шатры своих палаток в гуще молившихся и споривших о вере людей. Бывали и прокляты за покушение на святость озера, но с терпением и упорством вершили свое научное дело.

Но никто из учёных не искал пропавший Китеж. В их отчётах подробные промеры озера, описание трав, растущих на его берегах, анализ грунтов, взятых из пробитых шурфов.

Ученых не интересовало подтверждение легенды. Они — сухари, им нужна бытующая реальность. Их фантазия связана опытами, анализами, пробами... Дальше этого они — ни шагу. Редкий ученый позволит себе вольность предположения, да и то ученый с именем, который многими трудами подтвердил свою академическую привязанность.

Но все-таки на Светлояре побывала одна экспедиция, которая искала затонувший город. А снарядила ее на берега озера “Литературная газета”. По научным меркам это была чистой воды авантюра. И ученые, что вошли в состав экспедиции, “подыграли” газете и, забросив свои кабинеты, решили немножко отдохнуть от науки и пополнить племя мечтателей-фантастов. Хотя, как показывает ход экспедиции, исследования на озере проводились по всем академическим правилам. А некоторая хаотичность, которая присутствовала, именуется учеными разведкой, своеобразным мозговым штурмом, когда добытые результаты не дают стройной системы исследований, но способствуют выдвижению новых гипотез.

Три летних сезона посещала берега Светлояра экспедиция “Литературки”. Серьезных научных отчетов об этих изысканиях нет, а вот газетных публикаций много.

Экспедиция “Литературки” работала не торопясь и тщательно. Пять раз был пробурен придонный ил. А эта работа не из легких, если учесть, что глубина озера, только до иловых отложений, три десятка метров.

Второй забур принес сенсационную находку: “В придонном слое ила обнаружены остатки... древесины. Это зримые кусочки гнилого, но еще твердого дерева размером в пять-шесть сантиметров в ширину и до одного в длину. Было хорошо заметно, что один из кусочков имеет косой срез. Может быть, это след топора или ножа. Археологи тут же забрали находки к себе и почти весь день колдовали над ними, разглядывая в увеличительные стекла.

Для геологов открытие состояло в другом. В той части озера, где была пробурена скважина, имелся придонный слой ила особого состава. Он отличался от того многометрового слоя осадков, которыми был придавлен”.

Может быть, это и есть остатки легендарного Китежа?

Вечером находки с радостью обмыли, а утром уже были на озере. То место, где нашли кусочки дерева, “просветили” эхолотом. И тут на исследователей обрушилась новая сенсация. На эхограмме отчетливо проступала овальная аномалия — тот самый придонный слой ила.

Позднее геолокатор подтвердил наличие аномалии. Больше того, нашли еще один участок, где под илом и тонким слоем придонной породы было нечто не пропускавшее звук.

А теперь взгляните на карту озера. Вам ничего не напоминают контуры аномалии? Разве не похож овал на город, а вытянутое нечто на городской вал?

Вот эта озерная зона и стала на долгие годы предметом особого внимания исследователей. Члены экспедиции “Литературки” назвали ее зоной “К”. Объяснять почему, видимо, не надо.

4

Третья легенда связана с происхождением озера.

Фантастическая гипотеза

Спор о возникновении Светлояра идет давно.

Первой гипотезой появления озера была ледниковая. Полз себе ледник с севера, сгребал землю и камни, а в этом месте мог протаять - вот и озеро. Только вот ледниковые собратья Светлояра мелководны, илисты и никакого удивления не вызывают. А это озерцо будто вчера появилось. Да и с холмами неувязка: породы коренные, и не похоже, чтобы их кто-то сгребал.

Ледниковую версию отложим, как несостоявшуюся.

Что же дальше? Карсты! Вымыли подземные ручьи глубинные меловые отложения, и образовались пустоты. Вот туда-то земля и ухнула. Глубина образовалась порядочная, берега обрывистые... Гипотеза эта была основной и существовала долгие годы. Казалось, она незыблема, пока горьковские геологи в начале 60-х годов не пробили у озера скважину. Карстовые породы они обнаружили лишь на глубине двухсот метров. Провалы же образуются, если глубина залегания мягких меловых пород не превышает пятидесяти метров.

Казалось бы, и эта гипотеза не состоялась, но она оказалась долгожительницей и делит свое право на существование с другой гипотезой- тектонической. Ее выдвинул московский геолог Валерий Иванович Никишин, когда узнал о казусе с карстом.

Проще говоря, Светлояр возник в результате... землетрясения. А бывают ли они у нас? Оказалось, что бывают. Валерий Иванович отыскал упоминания о них в летописях.

Геолог отметил, что озеро расположено точно в районе пересечения глубинных разломов.

Доказательство убедительное. Хотя форма озера смущает - уж очень оно круглое. Но ведь и такое может быть? Конечно, может.

Правда, именно форма озера послужила основанием еще для двух гипотез.

Путешествуя к Светлояру, писатель Владимир Галактионович Короленко был убежден, что оно... вулканического происхождения. Нисколько не сомневаясь, он писал об этом в своем очерке. Но версия эта не получила дальнейшего развития. Никаких признаков вулканической деятельности вблизи озера не обнаружено. Нет ни лавы, ни пепла, ни камней.

И осталась последняя гипотеза, самая фантастическая.

В конце прошлого века на нижегородской земле работала экспедиция почвоведов, которой руководил профессор Петербургского университета Василий Васильевич Докучаев. Обследовав Светлояр, он высказал предположение, что озеро возникло от падения метеорита. Потом, видимо, чтобы не вступать в бездоказательную полемику, он от своего предположения отказался. Но гипотеза была озвучена.

Итак, Светлый Яр - подлинная частичка Солнца, частичка Вселенной?

Размышления на тему...

Археологи не раз обращали свои взоры на Светлояр. Казалось бы, самое удобное место селиться. К тому же горы вокруг озера могли быть городским валом. Но сколько бы они ни копали, результат был один - люди на Светлояре никогда не жили, культурный слой девственно чист.

По речке Люде, что течет в километре от озера, находили орудия каменного века, а здесь - ничего. Невольно напрашиваются два вывода: или людям каменного века вполне хватало реки, или в те времена озера просто не существовало...

Хорошо, а почему тогда не селились позднее, когда озеро уже было? Град Китеж - не в счет, он всего лишь мираж, рожденный легендами. Будь он реальностью, земля хоть что-то бы сохранила от этого города.

Складывается такое впечатление, что озеро обходили стороной. Для язычников оно было священным, ему поклонялись, но его и боялись. Быть может, этот страх и удерживал людей, и они не решались строить здесь свои жилища.

Мы толкуем о древней земле, а рассказываем легенды о случившемся здесь всего лишь семь столетий назад. Легендарная история началась с града Китежа?

Оказывается, нет. Эти легенды лишь заслонили прежние. А одна из них любопытна: Рассказывали, что когда-то в этих местах жило воинственное племя лесных панов. Другие люди поклонялись лесным духам, приносили им жертвы, старались их умилостивить, а паны были гордым/племенем. Они сами были колдунами и считали себя главными в лесной стороне. Вот и/разгневалась на них богиня лесов Дива-Турна.

Вот теперь внимание! Вполне возможно, что древняя легенда проливает хоть какой-то след на случившееся в этих местах.

Напустила она на них своего огромного коня, который подпирал головою небосвод, хвостом и гривою разгонял тучи. Набросился конь на селения панов и всех их побил и разогнал. А там, где он ударил копытом о землю, образовался провал, который наполнился водою. Так и возникло озеро.

На пустом ли месте эта легенда? А если не на пустом? Если действительно был гнев небес? За него могли принять и падающий метеорит. Взрыв огромной силы мог побить все живое, а страх - разогнать.

Огненный след коня долго помнился. А вот о рассерженной богине Диве предпочли забыть и выбрали в заступники ее сына Яра. С тех пор ему и поклоняются, его и славят. Светлый наш Яр, посланец звезд!

Будем верить?

По прикидкам метеорит мог грянуть здесь оземь совсем недавно, в минувшем тысячелетии. Если гипотеза подтвердится, то это будет самый молодой кратер из ныне существующих на земле.

Судя по величине озера, прилетевший метеорит был не очень-то и большим, ну, скажем, метров 60 в диаметре. Оказывается, ученые-метеоритчики уже давно вывели математический прогноз вероятности встречи нашей планеты с крупными космическими снарядами. Посланцы подобного диаметра прилетают на землю раз в 300 лет. Взрыв же, который здесь прогремел, равнялся по мощности взрыву ядерной мегатонной бомбы. Его могли усугубить почвенные грунтовые воды, которые вмиг превратились в пар.

Метеорит мог взорваться в воздухе, а мог от удара о землю. Ясно одно: он шел под небольшим углом, оттого и образовалась всего лишь подковка гор. Упади он вертикально - был бы идеально круглый кратер, окаймленный кольцом холмов. А тут выброс земли в одну сторону.

А вы знаете, что совсем недалеко от Светлояра есть еще похожее озеро, даже два — одно большое, другое поменьше. Они близнецы Светлояра. Они очень похожи по конфигурации и точно так же подковообразно окаймлены холмами. Вполне возможно, что светлоярский метеорит был не один. Он мог расколоться в атмосфере и упасть тремя осколками

5

А теперь , дорогие мои земляки  пора открыть самую загадочную страницу нашей истории ( истории нашей области и всей страны). И так вспомним удивительный град Китеж...

Сказ о сокрытии священного града Китежа - жемчужина славянского религиозного верования.
По мотивам сказа написано множество книг-исследований, поэм, опера Римского-Корсакова…
Что же скрывается за красивым сказом о городе, «ушедшем» в озеро Светлояр, не покорившись ни христианскому православию, ни татаро-монгольскому игу?

Китеж – город, посвящённый русскому богу Китоврасу
Оживленное повествование о граде Китеже восходит к временам татаро-монгольского нашествия, то есть к XIII веку.
Однако, по мнению Александра Асова, истоки этой легенды следует искать в еще более раннем периоде - дохристианской истории Руси. На строительство города-храма ушла не одна сотня лет, а, как известно, инородное православие на Руси окончательно установилось лишь после 1990 года с пришествием в Россию многотысячной иудейской армии перестроечников.
[Истинная история Руси. Даты от 5.508 года до нашей эры.]
Это не так просто, поскольку христианское православие настолько плотно оккупировало русские святые места и обряды, что разделить, какие сказания принадлежат оккупанту, а какие мифы истиннорусские, довольно трудно.

Озеро Светлояр, в котором, согласно легенде, скрылся священный град Китеж, находится в районе Поволжья, и с очень давних времен известно как центр русской родной веры [не путать с христианством - православием].
Само название озера происходит от двух древнерусских слов: «светлый», то есть чистый, праведный, и <яр>, являющегося корнем имени русского солнечного божества Ярилы, которому поклонялись древние племена славян.
[Русские боги. Алфавитный указатель.]

С озером Светлояр связано множество легенд периода до захвата Руси христианами. В них упоминается и град Китеж. О нем говорится в древнейшем священном источнике русской веры - «Звёздной книге Коляды».
[Священные русские книги.]

Согласно одной из легенд, в районе озера Светлояр родились волшебный полуконь-получеловек Китоврас – могущественный волшебник и строитель древних храмов, а также бог мудрости и хмеля Квасура. От их имен и произошло название града Китежа.

В районе озера Светлояр жило славянское племя берендеев. Их потомки до сегодняшнего дня сохранили предания о том, что еще с древнейших времен в Китеже находился один из самых крупных религиозных центров культа Ярилы. Это место считалось священным для русских князей.

Кровавое крещение Руси лишило родную русскую веру и волхвов, и храмов, заняв истиннорусские священные мест.
Якобы и Китеж был превращен в центр православной веры, и князья продолжали его посещать, словно ничего и не изменилось.

Многие православные храмы строились на месте капищ, так как считалось, что подобные места особенные - они источники сильной положительной энергии. Имена древних богов постепенно заменялись на имена святых, но само место поклонения высшим силам, обладающее поистине волшебной энергетикой, оставалось прежним. Вот почему район озера Светлояр издревле окутан легендами и мистикой.

Предатель – православный иудей Гришка Кутерьма.

Теперь перенесемся в более поздние времена. Согласно христианским летописям, град Большой Китеж на берегу озера Светлояр был построен князем Юрием Всеволодовичем, сыном Всеволода Большое Гнездо.
Кроме него существовал еще и Малый Китеж, выросший при его деде - знаменитом Юрии Долгоруком.

Большой Китеж был замыслен как величественный город. В нем стояло много храмов, и возведен он был весь из белого камня, что являлось по тем временам признаком богатства и чистоты. Однако легенды объединили эти два разных города, и так появился мистический и таинственный Китеж-град.

Алексей Асов, руководствуясь преданиями и хрониками того времени, смог воссоздать истинную картину событий тех далеких времен.

  В 1238 году после разорения Владимиро-Суздальского княжества хан Батый разбил лагерь на реке Сити. После очередной неравной битвы князь Юрий Всеволодович с остатками своих войск отступил в Малый Китеж. Однако Батый взял его приступом, и князю с остатками войска чудом удалось скрыться в Большом Китеже.
На тот момент на земле русской Юрий Всеволодович оставался практически единственной организованной силой, противостоящей татаро-монгольскому нашествию.
Остальные князья были истреблены в ходе христианизации Руси – кровавого крещения.

Батый жаждал власти над миром и рвался как можно скорее идти дальше - к Средиземному морю, но оставлять в тылу гордого и непобежденного русского князя опасался. И тогда он приказал пытать всех пленных русичей, чтобы выдали заповедные дороги, ведущие к Китежу.

Воины молчали, потому что знали: выдать священный город – значит, обречь себя и свой род на вечное проклятие.
Лишь один не выдержал пытки - Гришка Кутерьма. Испугался он мучений и смерти и согласился повести врагов к русской святыне.
Путь был нелегок и лежал среди непроходимых болот и лесов. Но предатель знал потайные тропы и смог вывести татаро-монгольское войско к священному городу.

Увидев надвигавшиеся вражьи рати, жители Большого Китежа и воины Юрия Всеволодовича стали молиться Богу. Узрев страдания русичей от захватчиков, Бог сжалился над осажденными. На глазах Батыя и его войска священный город погрузился в озеро Светлояр и не достался на разграбление, бесчестье и смерть беспощадному врагу.

Китеж – город-храм родной русской веры.

  Однако некоторые факты в этой легенде вызывают сомнения. Остатки войска князя Юрия Всеволодовича в действительности не представляли реальной военной угрозы для Батыя. Да и что мог сделать князь на земле, по которой дважды прокатились огнем и мечом бесчисленные орды кочевников?
Тогда возникает вопрос: зачем Батыю понадобилось вести войско через болота к городу, который даже в те времена считался полумифическим?
Дело в том, что Китеж представлял именно духовную ценность.
Он не стоял на торговых путях, не играл сколько-нибудь значительной военной или политической роли в жизни Древней Руси. Но он был великим духовным центром! Не зря в хрониках, повествующих о Китеже, самое большое место отводилось описанию храмов.
   Согласно этим хроникам, практически весь город состоял из одних храмов, являясь по сути одним из самых крупных храмовых комплексов русской родной веры. И православие более ста лет стремилось овладеть этим городом.

У историков самой распространенной версией, казалось бы, нелогичного с точки зрения военной стратегии похода Батыя на Китеж, является следующая.
Допросив пленников, Батый сделал вывод, что этот город представляет собой не столько политический, сколько духовный центр славян.
Поэтому призванный православными в качестве карателя русских монгольский хан пошёл на Китеж, чтобы тем самым окончательно истребить всякую надежду славян на возрождение.
[!] [смотри современный пример: Российская власть учинила геноцид русской национальной веры.]

Ведь у многих народов существовало поверье, что с уничтожением их святынь погибает и сам народ, ибо святыни - это душа народа. Однако Китеж не достался врагу.

Русские боги сохранили войско для отпора врагу.
Согласно легенде, Китеж погрузился в воды священного озера Светлояр. Святость его вод была распространена на сам град и его жителей. Поэтому родился образ города, населенного праведниками, прошедшего невредимым сквозь священные воды и перешедшего в лучший мир. Легенда гласит, что озеро сокрыло Китеж до скончания времен, и только перед концом света он снова восстанет из вод, и войско Юрия Всеволодовича выйдет из ворот священного города, чтобы со всеми русскими душами явиться для суда Божьего над захватчиками Руси – православными христианами.

В советские времена, естественно, такой взгляд на историю принят быть не мог, и была выдвинута версия, что-де легенда о Китеже отражает природный катаклизм, в результате которого произошло быстрое опускание почвы и погружение стоявшего на берегу озера города под воду. Следовательно, делался вывод, остатки легендарного города можно найти на большой глубине. На озеро Светлояр была организована экспедиция.
В ходе подводных исследований археологи выяснили, что дно его состоит из трех слоев грунта:

первый слой - на глубине в 30 метров - очень древний,
второй - на 20-метровой отметке - как раз относился к XIII веку,
третий - отложения более поздних времен.
На глубине 20 метров археологи нашли предметы, которые можно отнести к периоду XIII века. Однако это были всего лишь небольшие вещи, сделанные из дерева и металла. Эти находки как раз и позволили выдвинуть гипотезу о том, что город, постепенно погружаясь в воду, уходил в другой пласт реальности. А отдельные вещи остались в нашем мире из-за сильных колебаний земли или просто были смыты водой.

Но куда же делся Китеж?

На этот вопрос могут ответить лишь современные ученые.
Существует предположение, что в определенное время и при определенных обстоятельствах разные измерения могут соприкасаться.

В данном случае, как считает ряд исследователей загадки Китежа, смещение пластов реальности произошло в результате коллективной молитвы осажденных. Ведь молитва эта была совершена в экстремальной ситуации и притом одновременно большим числом людей. Не будем забывать, что помимо горожан в городе находилось и войско. Плюс - издревле священное место.

Время молитвы, вероятно, тоже было выбрано не случайно. Ученые уже не раз обращались к древнейшему астрологическому источнику наших предков - «Звёздной книге Коляды», подробный комментарий к которой приводит Александр Асов.
[итоги православной оккупации Руси: Оказывается, что все современные православные праздники совпадают с древними нашими русскими - родными.]

Это особенные дни, в которые небесные светила занимают такое положение, что параллельные миры соприкасаются, и мы можем увидеть их. Таким образом, ученые сделали вывод, что Китеж просто перенесся в другое измерение.

Экспедиции в обитель русских богов
В состав экспедиции, занимавшейся исследованием озера Светлояр и его окрестностей, входили не только археологи, но и филологи и этнографы, то есть собиратели фольклора.
Оказалось, что местные жители на протяжении многих веков передают легенду о сокрытии Китежа, дополненную событиями, происходящими уже в наше время.
[!] Так, местные жители рассказывают, что в дни русских праздников из озера Светлояр слышится колокольный звон. Подобное явление наблюдали и ученые, но объяснить его не могли.

Однако попасть в священный град Китеж может не каждый. Туда способен войти лишь человек, абсолютно чистый духом.
Монахи из соседних христианских обителей, которые регулярно приходят к Светлояру, слышат только колокольный звон, и лишь немногим удается увидеть в водах озера очертания прекрасных белокаменных храмов Китежа.

По мнению местных жителей, озеро обладает целебными свойствами и способно излечить от многих недугов, а увидевший в нем отражение золотых куполов церквей будет счастлив.
«Не пора ли восстать Китежу?»
Однако сами жители потустороннего Китежа частенько наведываются в наш мир.

Старожилы рассказывают, что, бывало, в обычный сельский магазин заходил старец с длинной седой бородой в старинной славянской одежде. Он просил продать хлеба, а расплачивался старинными русскими монетами времен татаро-монгольского ига. Причем монеты выглядели как новые.
Нередко старец задавал вопрос:
«Как сейчас на Руси? Не пора ли восстать Китежу?»
Однако местные жители отвечали, что пока еще рано. Им виднее, ведь место вокруг озера особенное, и люди здесь живут в постоянном соприкосновении с чудом. Даже пришедшие из других областей ощущают необычный ореол.

Легенда о Китеже является самой известной легендой о городе, сокрытом от врага. Однако подобных историй - довольно много.

В ряде областей России до сих пор существуют мифы о том, как под угрозой разграбления христианами русские храмы или целые города уходили под воду или скрывались в горах.
Считалось, что попасть туда из нашего мира могут лишь избранные.

В книге «Братство Грааля» Рихард Рудзитис приводит письмо одного русского волхва, который посылает своим близким послание и просит не считать его умершим. Он говорит, что просто ушел в сокрытый храм к древним старцам.
Однако ученые так и не пришли к окончательному выводу: об одном или нескольких сокрытых городах или храмах идет речь в вопросе о Китеже.

Так или иначе, распространенность подобных легенд и их несомненная схожесть лишний раз доказывает достоверность этой истории. Однако чем больше ведется исследований на озере Светлояр, тем больше у ученых появляется вопросов, на которые еще предстоит найти ответ.

Нам же видится то, что скоро про|яв|ятся сокрытые русские храмы и погонят они захватчиков – православных христиан с земли русской. И станет над Русью вера наша – вера русская, родная, вера праведная!

Спешите те, кто ещё православный или любой другой христианин, или инородный захватчик – иудей, мусульманин, - спешите скрыться от гласа булатного русской веры. Ибо скоро придут русские воины, сокрытые в параллельном измерении, и освободят от иудохристиан Русь нашу!

6

Сейчас мы знаем вкратце легенду озера Светлояр.

А был ли в действительности град Китеж?

Каждому хорошо известна легенда об Атлантиде – стране, исчезнувшей в водах океана. Подобные истории есть в фольклоре большинства народов мира. Согласно немецкой легенде, на берегу Балтийского моря в древности находился город Винета. В результате землетрясения он опустился на дно морское. Есть и похожее русское предание – о граде Китеж. До сих пор его существование никем не доказано, однако и не опровергнуто. Совсем недавно, летом 2004 года, Китежем всерьез заинтересовались на телевидении. В экспедицию на поиски легендарного города отправилась программа "Искатели".

"Существовал некогда на Руси дивный град Китеж. Цвел он на благодатной земле, пока не напали на него алчные недруги. Три дня оборонялся город. И когда уже не осталось воинов, способных держать оружие, возликовали вороги. Но не сдался гордый Китеж, а на глазах у изумленных врагов медленно исчез, опустившись в водную пучину. Бог сделал град невидимым для взора людского, но придет время и Китеж вернется" - говорится в этой красивой легенде.
О граде Китеж писали многие: Максимилиан Волошин, Зинаида Гиппиус, Михаил Пришвин. Гениальный композитор Римский-Корсаков написал знаменитую оперу "Сказание о невидимом граде Китеже". А великий Рерих создал для нее живописный занавес.
Но существовал ли таинственный город на самом деле? А если да, то где он мог находиться? И сохранились ли до наших дней хоть какие-нибудь его следы?

Андрей И, ведущий программы "Искатели": "Единственное упоминание о граде Китеж мы нашли в книге, которая так и называется: "Китежский летописец". В ней сказано: "Великий князь владимирский Георгий Всеволодович поставил на берегу Волги город Малый Китеж, а затем отошел в глубь лесов, за реку Керженец. На берегу красивого озера Светлояр он повелел построить город Большой Китеж".

Но вот что говорится в книге далее: "И град тот Большой Китеж в длину был 200 саженей, а в ширину на 100 саженей… а город тот начали строить месяца мая в 1 день. И строили тот город три лета".
Если Китеж - всего лишь легенда, то откуда взялись эти подробности?

В глубине нижегородских лесов, в сорока километрах от города Семенов, действительно, есть очень красивое озеро под названием Светлояр. Сюда и направилась съемочная группа программы "Искатели".


Андрей И
: "Существует поверье, что именно здесь, на озере Светлояр, и находится невидимый город Большой Китеж. Говорят, что тихим летним утром можно здесь увидеть отраженные в воде стены, церковные купола, терема княжеские… И слышится едва уловимый звон колоколов китежских"

Издавна озеро считалось святым. Круглый год, а в особенности, в дни больших церковных праздников, к его берегам шли тысячи паломников. Считалось, что если трижды оползти озеро на коленях, и умыться его водой, то простятся все грехи. И тогда духовно чистому человеку можно будет увидеть легендарный град Китеж.
Местные жители до сих пор верят в то, что град Китеж увидеть можно, хоть и не каждому. Устойчивость этого предания поражает. Быть может, и вправду легенда имеет под собой какое-то основание?

Андрей И
: "Уже более ста лет ученые пытаются доказать, или опровергнуть существование здесь таинственного града. И вот что странно: по своему происхождению озеро Светлояр нельзя отнести ни к одному известному виду озер: ни к ледниковому, ни к карстовому, ни к метеоритному. До сих пор непонятно, как же появилось здесь это озеро? Но мы обратили внимание на один удивительный случай, который произошел в 1903 году в соседней Казанской губернии, не так далеко от озера Светлояр".

Вот газетное сообщение того времени: ”Недавно жители деревни Шари были страшно напуганы непонятными для них треском и шумом, выходившими откуда-то из-под земли и похожими на гром пушек. Обыватели бросились по направлению звуков, и увидели, что среди леса образовался громадный провал, в который без следа ушли взрослые деревья. Еще более удивительно, что из-под земли тотчас же выступила вода, и на месте провала образовалось озеро"

Может, нечто подобное произошло и здесь? И если на берегу озера Светлояр когда-то существовал город, то он, как легендарный Китеж, вполне мог опуститься на дно?
В 1968 году экспедиция, организованная "Литературной газетой", сделала здесь странное открытие. С помощью звукового геолокатора на дне озера была обнаружена аномалия. Изображение одного участка дна резко отличалось от остальной его части. Экспедиция назвала эту зону "зоной К".

Андрей И
, ведущий программы "Искатели": "Нам удалось найти подлинный отчет экспедиции, три десятилетия назад работавшей в этих местах. Чтобы определить, что же находится в аномальной зоне, в ней тогда пробурили несколько скважин. Неожиданно для всех, в них оказалось множество мелких деревянных щепок"

Изучение древесины под микроскопом дало неожиданный результат: шесть из десяти обследованных щепок имели следы режущих орудий. А значит, были обработаны руками человека.
Так, может быть, это остатки деревянных храмов, или стен древнего Китежа? Чтобы выяснить это, в 70-х годах энтузиасты планировали провести на Светлояре масштабные исследования. Однако, тогда осуществиться этому было не суждено. А вскоре наступили времена, когда даже энтузиазм стал требовать больших денег.

Андрей И
, ведущий программы "Искатели": "Мы решили продолжить это прерванное исследование, но уже современными методами. Для этого мы используем уникальный прибор – георадар. Его возможности позволят нам при помощи электромагнитного излучения буквально "просветить" дно озера"

"Подробности экспедиции на озеро Светлояр были показаны на Первом канале 8 ноября в программе "Искатели.

7

Об озере Светлояр кроме легенд сложены и стихи.
Давайте же познакомимся и с ними.

Коркин Владимир

КИТЕЖ

Исчезающий Китеж-град.
Неизведанные пути.
Что-то нынче со мной не так,
И от неба я - взаперти.
Не берет и сыра земля,-
Для меня, видно, места нет.
Горьким запахом миндаля
Пахнет ладанка-амулет.
Говорят, что так пахнет яд,
Только я не приму всерьез,-
Ну и пусть себе говорят.
Это - запах твоих волос…
Там, где озера Светлояр
В берендеевых чащах круг,
Мне покажет тропу гусляр,
И русалки наладят струг.
Как Садко, я к тебе спущусь
В глубину светозарных вод,
Мне подскажет сердце-вещун
Ту светлицу, где люба* ждет.

Солнце в толще воды дрожит,
Растекаясь по куполам…
Будем в Китеже нашем жить,
Если небо с землей – не нам…

Мария Петровых

Плач китежанки

Боже правый, ты видишь
Эту злую невзгоду.
Ненаглядный мой Китеж
Погружается в воду.
Затонул, златогравый,
От судьбы подневольной.
Давней силой и славой -
Дальний звон колокольный.
Затонул, белостенный,
Лишь волна задрожала,
И жемчужная пена
К берегам отбежала.
Затонул, мой великий,
Стало оглядь безмолвно,
Только жаркие блики
Набегают на волны...

8

Летом прошлого года сбылась моя многолетняя мечта: я посетила озеро Светлояр.

Озеро Светлояр - уникальное природное явление, происхождение его до конца неизвестно. С 1965 года оно признано памятником природы. В 1997 году озеру присвоен статус памятника природы федерального значения. На его берегах растет много растений, занесенных в красную книгу. Часовня иконы Казанской божьей матери венчает прибрежный холм.
Много легенд существует об озере и его окрестностях. Одна из них такова: там где земли коснулось копыто князя Георгия  появился святой источник Кибелек. По другой версии на этом месте споткнулся конь хана Батыя и это приостановило движение орды к городу.

По преданию надо обойти озеро три раза со свечой и сбудется ваше самое заветное желание.

Неподалеку от озера  находятся три могилы. На вопрос - могилы каких старцев находятся вблизи святого источника - точного ответа нет до сих пор. Возможно, это могилы богатырей, задержавших войска монголо-татар и давших возможность скрыться городу Китежу.



Может быть судьба приведет вас на берега Светлояра:  внимательнее всмотритесь в толщу вод и вы увидите купола церквей легендарного Китежа...

9

Лет 50 назад в одном месте в окрестностях озера Светлояр виднелись следы фундаментов какой-то постройки. Камень частью растащили жители близлежащего села Владимирского, а остальное затянуло землей и лесной порослью. Археологам стоит порыться там, чтобы решить вопрос о древности фундаментов: может быть, это остатки легендарного Китежа, некогда разрушенного монголо-татарами.

В 1956 году спортсмены-аквалангисты пытались совершить спуски в озеро, но из-за недостаточного опыта и несовершенного оборудования спуски их были непродолжительными и не превышали пятиметровой глубины. Однако и тогда они успели увидеть на крутых, уходящих в глубину откосах озера затопленный лес и даже остатки каких-то свайных сооружений. Впрочем, это ни о чем не говорит, так как уровень озера мог колебаться и постройки могли быть значительно более позднего периода.
Что же касается холмов на берегу Светлояра, то в позапрошлом веке местный любитель археолог А.П.ПОЛИВАНОВ пытался вести раскопки на одном из них и ОБНАРУЖИЛ ОСТАТКИ ДРЕВНИХ ОРУДИЙ, относящихся к каменному веку. Возможно версия о погребенном городе восходит к древнейшим погребальным обрядам наших предков. СЛЕДОВАТЕЛЬНО ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЕРЬЕЗНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА СВЕТЛОЯРЕ, НЕСОМНЕННО ЕСТЬ.!
Пришла пора закончить сообщение об озере Светлояр и граде Китеже.

В этом сообщении уже не будет легенд - я дам только обзор о научной экспедиции на Светлояр. С огромным нетерпением буду ждать ваших отзывов, дорогие мои земляки, о самой романтичной исторической загадке нашей области - легендарном и многократно воспетом граде Китеже...

Археолог Т.Макарова провела серию поездок по окрестностям Светлояра, обследовала прилегающие к озеру районы и пришла к интересному выводу. Люди уже двести и триста лет тому назад селились вокруг Светлояра, в некотором отдалении от него, оставляя берега незаселенными. Складывается впечатление, что они лишь приходили сюда молиться, но не смели здесь жить. Археолог ставит перед собой задачу провести углубленную разведку по рекам Керженцу и Ветлуге. И если там будут обнаружены поселения уже не XVII-XVIII веков, а XII-XIV веков, то можно будет предположить, что в центре этих поселений, на берегу Светлояра, могло быть древнее славянское святилище. А это было бы значительно интереснее и важнее для науки, чем даже находка Китежа. Почему? Да потому, что несмотря на весь поэтический фон, Китеж, если он и был на самом деле, мало чем отличался от обычных русских городов XII века. А их археология знает достаточно детально. Но вот славянских святилищ найдено до сих пор всего три. Это места, расположенные в каких-то особенных в природном значении пунктах, в которых имелись примитивные сооружения в виде системы ям или других культовых приспособлений. Там совершались моления и жертвоприношения. А вокруг в радиусе нескольких десятков километров располагались селища и городища. Таким образом, расселение людей на территории нашей родины имело вид гнезд или кустов населенных пунктов со своим святилищем в центре каждого. Этот взгляд еще не имеет прав доказанной истины и может рассматриваться как гипотеза. Поэтому исследование Светлояра и его окрестностей имеет большой научный интерес.

6 октября 1969 года на озеро Светлояр прибыла экспедиция в составе руководителя группы геолога, кандидата геолого-минералогических наук В.И.Никишина, и инженера, одного из создателей прибора ЗГЛ-1, сотрудника Географического общества СССР В.А.Абульяна.
В результате проведенной работы было установлено, что южная часть озера не представляет собой никаких отклонений от обычной картины озерной ванны. Но в северо-западной части прибор обнаружил аномалию – совершенно необычный пласт какого-то непонятного состава и происхождения. На ленте ясно видно было нагромождение каких-то изломанных, исковерканных структур. Ученым удалось оконтурить буями эту аномалию и нанести ее на план. Она представляет собой почти правильный многоугольник размером 75х75 метров по наибольшему диаметру с длинным « отростком». Причем этот отросток оканчивается на подводном холме, а аномалия располагается на нижней, подводной террасе.

   Что это может быть?..
Эта аномалия по размерам и форме напоминает контуры древнего поселения.
Следующий шаг был предпринят летом 1970 года. Смонтировав ручную буровую установку на плоту, экспедиция взяла 4 пробы грунтов в районе аномалии и одну за ее пределами. Было выяснено, что инородное образование, обнаруженное звуковым геолокатором, - полуметровый слой полужидкой породы, в котором во множестве имеются обломки древесины. Слой этот лежит на коренном дне озера, под семи-, восьмиметровым пластом донных илов. Сохранившаяся древесина под таким мощным слоем ила поставила в тупик ученых. «Научный парадокс» - так охарактеризовали они находки. По возвращении в Москву ими были переданы пробы грунтов и кусочки древесины на анализы. Познакомившись с этими образцами, гидробиолог доктор биологических наук Н.Н.Смирнов сделал предположение, что этот придонный слой образовался не в озере, а на поверхности земли, и уже потом оказался под водой. Так что это? Почва? Или культурный слой? Такие уточнения ученый не посчитал возможным сделать. Получен был ответ только на один вопрос – что из себя представляют кусочки дерева из проб ила .Этот ответ можно найти в публикации Андрея И, которая есть в наших предыдущих сообщениях.

10

Продолжим изучение феномена града Китежа.

Вы спрашиваете, что мне известно об истории Китеж-града. Что ж, попробую собрать все воедино.

Широко известна легенда о граде Китеже. Многие люди, интересующиеся историей Руси, читали знаменитый китежский «Летописец», составленный, как утверждают историки, старообрядцами. То есть уже после раскола Церкви, произошедшего при Патриархе Никоне. Распространено мнение, что цель создания летописца – утверждение старообрядческой веры. Однако те же ученые признают, что этот исторический документ, возможно, был списан с небольшими изменениями с некоего первоначального образца, так как текст его «явно заимствован из древнерусских хронографов вплоть до фразеологических повторений».

Так все ли события летописца являются выдумкой, легендой? Я не историк, не лингвист, а потому доказывать ничего не берусь. Но разве вы не согласитесь с тем, что автор летописца – христианин, и он искренне верит в события, им описываемые. А выдумать такое, а затем записать ложь, выдавая ее за правду, особенно человеку верующему, невозможно.

Вот что сообщает Китежский «Летописец»: «И бысть попущением Божиим, грех ради наших, прииде нечестивый и безбожный царь Батый на Русь воевати; грады и веси разоряше, огнем их пожигаше, людие мечу предаваше, младенцем ножом закалаше, и бысть плач великий». Благоверный же князь Георгий, «помоляся Господу и Пречистой Богородице, собра вои своя, поиде противу нечестиваго царя Батыя... И бысть сеча велия и кровопролитие многое. Тогда у благоверного князя Георгия бысть воев мало, и побеже от нечестиваго царя Батыя в Малый Китеж (ныне г.Городец Нижегородской области, – ред.). И много брася с нечестивым царем Батыем, не пущая его во град. Егда же бысть нощь, изыде тайно из Малого Китежа на озеро Светлый Яр в Большой Китеж. На утрие же восста нечестивый царь и взя Малый Китеж, и всех во граде том поруби и нача мучити некого человека града того Гришку Кутерьму, и той, не могий мук терпети, поведа ему путь ко озеру Светлому Яру, иде же благоверный князь Георгий скрыся. И прииде нечестивый царь Батый ко озеру...»

В словах автора «Летописца» нет никакой злобы на врага. Он спокойно повествует нам о прошедших событиях, указывая и причину татарского нашествия: «И бысть попущением Божиим, грех ради наших». Не только Светлояр с его чудесами, обширно совершающимися до наших дней, свидетельствуют о необычности, благодатности этого места. С XIII века и до сего дня не зарастает многокилометровая просека, которую, возможно, и прорубили татары, расширяя незаметную тропу, ведущую в Китеж. Эта просека и называется «тропой Батыевой». Согласно преданию, по этой тропе впереди татарских воинов шел предатель Гришка Кутерьма.

Наверное, лишь малая часть батыева войска продвигалась к Китежу: много ли воинов нужно для взятия небольшого, плохо защищенного города. Земляной вал да невысокая стена служили некоторой защитой городу от разбойничьих набегов лихих людей или малочисленных отрядов мордвы, марийцев, болгар, грабивших малые заволжские поселения. Конечно, не могли эти укрепления стать препятствием для могучего, хорошо вооруженного войска. Непроходимые леса с широкими засечными полосами, где стволы деревьев специально спиливали на уровне плеча так, чтобы, падая, дерево создавало непролазный завал; топи и болота с коварными чарусами и зыбкой трясиной – вот что было настоящим препятствием для татар. В Китеж можно было пройти только по заветным тропам да узеньким дорогам. На этих тропах и дорогах стояли засады, которые устраивались в таких местах, чтобы можно было принять неравный бой, – удобных для защитников и неудобных для нападавших.

И в тот страшный день в нескольких километрах от города стояли в засаде три воина китежских, которым пришлось первыми принять бой неравный и смерть геройскую. Конечно, задержать большой отряд втроем даже на короткое время трудно. Когда русские воины увидели врага, то один из них сказал сыну-отроку: «Беги в Китеж, предупреди людей!»

Мальчик побежал к городу, но татарская стрела догнала его. Со стрелой в спине добежал мальчик до города, крикнул: «Тати!» и упал мертвый. На том самом месте (на берегу Светлояра), где умер мальчик, его и похоронили, могила его с детским крестом стоит и сейчас. А там, где приняли смерть три воина, бьет святой ключик Кибелек и стоят три креста в память о трех погибших воинах.

Это храмовая колокольня у озера Светлояр. Вверху под куполом один из наших паломников, художник Олег Зимин, получил благословение сделать прориси на фальсокнах.
Интересно, что внутри колокольни шатер сделан из бересты, и береста эта за столько лет совсем не потемнела.

Могилы их тоже сохранились. Похоронены защитники Китежа недалеко от источника в лесу. И у них на могилах стоят три высоких креста, а сами могилы изрыты. В каждом могильном холме по три небольшие ямки: верующие люди берут землю по горсточке домой как святыню. Говорят, исцеляет она от разных недугов, причем страшных, неизлечимых. Помогает «земелька» не каждому, но случаев выздоровления от нее уже очень много. Раньше считалось, что после прикладывания земли к больным ногам боль уходит (исцелилось несколько больных костной саркомой). Потом стали брать землю и для компрессов, и для питья, растворив ее в воде. Никто пока не отравился, а вот выздоровевшие есть.

– Возьми земельки от ног – ноги исцелишь; из середины могилы, так в утробе болезни пройдут; а от головы возьмешь, так если голова заболит, только приложи к башке земельку ту, – поясняла мне чудесное действие той земли жительница Владимирского Лидия Григорьевна Морозова.

А на Кибелеке воду берут, такую же чудодейственную. В последние годы появились у источника еще кресты. Кто их ставит, зачем? Поставил же кто-то и на горе у часовни второй крест, неосвященный. На мои вопросы о происхождении второго креста местные старушки ответили:

– Может, староверы, а может, каки други люди, которы на себе по два-три креста носят.

Много преданий сохранилось в народе о происхождении Кибелека, есть и грустные житейские, и радостные, и мистический окрас имеющие, и религиозный. Так, согласно одному преданию, как только погибли трое первых защитников города и путь на Китеж стал открыт для врага, пришел на защиту православных сам святой Георгий. Выехал он на своем огромном коне с копьем в руке. Устрашились татары такого воина, но конь под Георгием вдруг споткнулся, провалившись копытом на топком месте. Понял Георгий, что, по промыслу Божию, другая защита была городу приготовлена, отступил. А на месте этом забил святой источник, Кибелек – это след от копыта коня Георгиева.

Уже звучали в храмах китежских колокола, уже молились люди о спасении... Когда подошли татары к городу, то были очень удивлены тем, что город мал и почти не защищен, да и защитников немного. Звон же колокольный казался врагу просто оглушительным и становился все громче и громче. Задрожала земля, и весь город стал опускаться, словно тонуть, а на его месте, увеличившись в размерах, засиял красотою Светлояр. Но звон не затих, раздавался из-под земли, из-под воды все громче и громче. И не смогли его терпеть враги. Затыкая уши, бежали они прочь, многие заблудились в дремучих лесах, стали добычей диких зверей, утонули в болотах. А предатель Григорий Кутерьма до конца дней своих слышал громкий колокольный звон, который вскоре после предательства лишил его рассудка.

«...И с того времени невидим бысть град Большой Китеж, и пребудет он невидим до последних времен. Сию убо книгу, глаголаемую «Летописец», написали мы по сте лет после нечестиваго и безбожнаго царя Батыя, уложили собором и предали Святей Божией церкви на уверение всем православным христианам, хотящим прочитати или послушати, а не поругатися сему Божественному писанию. Аще ли же который человек поругается или посмеется сему писанию, да весь таковый, что не нам поругается, но Богу самому и Пресвятей Богородице. Слава иже в Троице славивому Богу, соблюдшему и хранящему место сие ради блаженного пребывания невидимым святым своим во веки веков. Аминь».