СОЛОНИЦА - русская деревенька в Нижегородской области!

Объявление

[взломанный сайт] Добро пожаловать на форум, посвящённый нашей малой Родине - деревеньке СОЛОНИЦА ! ... Приходите, общайтесь с земляками, читайте историю родного края ... ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ... [взломанный сайт]

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Золотая Хохлома

Сообщений 1 страница 10 из 18

1

По моему мнению одной из жемчужин народного творчества России является ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ.

Можно смело ( с гордостью) сказать, что "Золотая Хохлома" является визитной карточкой Нижегородской области.
Уникально вырезанные  и раскрашенные деревянные изделия очаровывают с первого взгляда. Когда держишь их в руках, ощущается тепло и родство с этими удивительными вещами.

Хохломская роспись – это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.

       Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора.

Золотая хохлома – один из старинных самобытных русских  народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры. Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись. Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами. Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в 80 километрах от Нижнего Новгорода.

Хохломской промысел насчитывает  более трёх столетий. Он зародился  в нижегородском Заволжье  и пошел от иконописи. Это было время обширного заселения нижегородских земель разным людом, среди которого были «старообрядцы» - противники церковных реформ Патриарха Никона.Они знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла – олифы.

Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки  икона приобретала новый золотистый цвет. Впоследствии, с появлением более дешевого олова, этот способ перешел  и на посуду.  Так, начиная с  XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась  по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.

Впоследствии, когда на рынках появилась конкурирующая с хохломской дешевая металлическая и фаянсовая посуда, необычная окраска семеновских изделий обеспечивала их популярность и сбыт.

       Так в XIX в. хохломскую посуду можно было встретить в любом уголке России, а также в Персии, Индии, Средней Азии, США и Австралии. После Всемирной выставки 1889г. в Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий...

       В 1916г. в г.Семенов была открыта Школа художественной обработки дерева, первые выпускники которой во главе с Г.П. Матвеевым организовали небольшую артель (1931г.), переросшую впоследствии в крупное производственное объединение Ордена «Знак Почета» «Хохломская Роспись».

Историческая справка:

За многовековую историю хохломской промысел претерпел немало взлетов и падений, что отражалось на судьбе его мастеров. Дороговизна леса, конкуренция металлической и фаянсовой  посуды, зависимость от скупщиков - всё это не способствовало росту благосостояния самих ложкарей и художников. Положение изменилось, когда в 1916 году при поддержке Нижегородского земства в Семёнове была  открыта Школа художественной обработки дерева. Её возглавил талантливый художник Г. П. Матвеев. На базе этой школы была организована  кооперативная артель «Кустарь - художник», которая впоследствии переросла в крупное производственное объединение «Хохломская роспись».

Благодарные потомки помнят  о заслугах  Матвеева, на территории предприятия ему установили памятник и сохранили заложенные  Матвеевым традиции наставничества.   «Хохломская роспись» патронирует  семёновский Художественный лицей № 30, где готовят будущих мастеров по росписи и деревообработке.

В 1931 году артель  получила название «Экспорт», поскольку 70 % продукции продавали за границу. В 1961 году артель получила статус фабрики, а в 1971 году -   производственно-художественного объединения.

В настоящее время крупнейшее в России предприятие народных художественных промыслов «Хохломская роспись» продолжает вековые традиции выпуска изделий с хохломской росписью. В ассортименте насчитывается более 1000 наименований изделий утилитарного и декоративно-сувенирного назначения. Это многопредметные наборы для ухи, десерта, в том числе: наборы-сервизы, резные ковши, братины (ковши для вина), подсвечники,  вазы, поставки, бочата, штофы, панно, музыкальные шкатулки.

       С середины 1960-х гг. и по настоящее время предприятие «Хохломская Роспись» является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью. Благодаря талантливому коллективу сохраняются и преумножаются традиции древних мастеров. А город Семенов по праву считается столицей Золотой Хохломы.

        Волшебство

       Отработанная веками оригинальная технология золочения деревянных изделий, пришедшая из иконописи, практически без изменений сохранилась до настоящего времени. Она включает в себя пять основных операций. Прежде чем стать «золотым», деревянное изделие бывает похожим на «глиняное» и «серебряное».

       Сначала из высушенной липовой древесины вытачивают готовую для дальнейшей обработки токарную посуду: чаши и бочата, поставки и вазы, вырезают ложки и ковши. Их сушат и покрывают специальным грунтом красно-коричневого цвета, от чего все они становятся похожими на глиняные. Затем пропитывают вареным льняным маслом (олифой) и натирают алюминиевым порошком. Они становятся матово-блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи.

       Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком и закаливают в печи при температуре в 120-130 градусов. Образовавшаяся лаковая пленка придает серебристой поверхности золотой блеск. Таким образом дерево превращается в «золото».

       Изделия нашего предприятия обладают не только эстетической ценностью. Благодаря специальному покрытию лаком и высокотемпературной обработке они весьма практичны и безопасны в использовании. Из хохломской посуды можно пить и есть, причем она не теряет своего внешнего вида от холодных и горячих блюд, а также соленых и кислых продуктов.

       Кроме того, вся продукция предприятия ЗАО "Хохломская роспись" сертифицирована и защищена международно зарегистрированным товарным знаком.

2

ХОХЛОМА - так называлось большое торговое село, куда привозились для продажи изделия из окрестных сёл и деревень. Здесь привлекательный товар приобретали купцы, а затем сбывали на ярмарках не только по всей России, но и за её пределами. И в сознании покупателей красочная посуда, ложки стали ассоциироваться с именем торгового села. Нижегородское Заволжье - центр искусства хохломской росписи - край насыщенной истории и самобытной культуры.

Мастера художественной деревообработки Заволжья рубили просторные избы, украшали их нарядной резьбой, изготовляли прялки, пряничные доски, точили деревянную посуду. Все эти навыки получили дальнейшее развитие, а переселенцы обогатили их своим творческим опытом. Это было основой формирования этого искусства. В те давние времена значительные эстетические ценности создавались и хранились в монастырях и скитах староверов. Именно здесь трудились иконописцы, владевшие навыками золочения своих творений без применения драгоценного металла, работали переписчики книг, ювелиры и искусные рукодельницы-золотошвеи. Их мастерство несомненно оказало влияние на формирование такого вида народного творчества, как хохломская роспись. Впечатляют её поэтичные растительные узоры и празднично-торжественный колорит, основанный на сочетании алой киновари, блестящего под слоем лака чёрного тона и ярко горящего золота.

Чтобы выдержать конкуренцию, возникшую с появлением на российском рынке доступной фаянсовой и металлической посуды, хохломским мастерам пришлось искать более эффективные приёмы в оформлении своих изделий. Их теперь стали золотить не фрагментами, а полностью, расписывать затейливым травным орнаментом. Новые художественные решения привели к успеху и продукция промысла в конце XIX века встречалась на всех отечественный и зарубежных выставках, кустарных базарах и складах. А после всемирной выставки 1889 года в Париже, резко увеличился экспорт хохломских изделий в различные страны. Особенно много их закупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии.

Хохломская роспись как элемент русской самобытной культуры

Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи. Возможно, живописное искусство Хохломы возникло в связи с техникой писания икон. Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы. В росписи хохлома почти нет жанровых сценок; все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями Древней Руси. Роспись хохлома прекрасна в своей технике: гибкие волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимо нарядный облик. Роспись хохлома выглядит очень разнообразно: на одних вещах стебли цветков вытягиваются вверх, на других – завиваются и бегут по кругу.

Хохломская роспись развивалась, доказывают ученые-исследователи. Дошедшие до нас единичные образцы посуда начала прошлого века показывают, что хохломское искусство в своем развитии прошло несколько этапов.

Роспись хохлома неразрывно связывается с конкретными произведениями народного промысла. Прекрасным произведением наиболее раннего периода является братина. Название предмета рассказывает нам о древнем обычае, когда наши далекие предки, принадлежавшие к одному роду, связанные родственными узами, готовясь к какому-то важному делу, собирались на общий пир – братчину, а в братине – округлом сосуде в форме горшка – подносили к столу праздничный напиток.

Хохломская роспись самобытна. Вероятно, еще и в начале прошлого века крестьяне Хохломы помнили об обычаях прадедов и дедов: об этом говорит удивительный наряд сосуда. На округлой поверхности тулова уверенными и свободными мазками на черном фоне написан красный цветок, а горлышко и плечики братины покрыты золотом. Оживленный несколькими белильными полосками сказочно красивый цветок загорелся ярким пламенем, а от этого еще ярче заблестело золото на ободке и шейке сосуда. Хохломская роспись содержит исторические аллюзии. Создавший это произведение художник воспроизвел здесь, по-видимому, тот волшебный красный цветок, который, по народным преданиям, приносил счастье, но увидеть его можно было только один раз в году – в ночь на Иванов день.

Хохломская роспись – это настоящее воплощение человеческих чувств и эмоций. В таких поэтических рисунках отразилась любовь русского человека к природе.

3

Хохломской промысел был основан в лесном Заволжье, на территории нынешнего Ковернинского района Горьковской области.

Жители селений Новопокровское, Виноградово, Мокушино, Большие и Малые Хрящи, Семино, Кулигино, Скородумово, Воротнево, Шабашево, Медвежково, Рассадино, Скоробогатово и других, расположенных по берегам реки Узолы, испокон веков занимались окраской деревянной точеной посуды.
   
   Благодаря иконописцам из старообрядческой среды, владевшим древним приемом "вызолачивания" изделий, здесь распространился своеобразный способ превращения простых деревянных мисок в "золотые" без использования драгоценного металла. Традиционная техника, усовершенствованная в нате время, основана на простом принципе. После завершающего этапа отделки изделия - "закалки" - под влиянием высокой температуры покрывающая его лаковая пленка приобретает медовый цвет. Сочетание ее с просвечивающимся металлизированным слоем дает золотистый эффект.
   
   Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни. В хохломском блюде можно подать окрошку к столу, в чашку налить горячий чай - и ничего не сделается с деревянным изделием: не потрескается лак, не поблекнут краски. Не случайно во все времена существования поволжского промысла мастера, владеющие "хитростями" изготовления этой "волшебной посуды", попадая по воле судьбы в другие места, основывали там новые центры ее.
Ассортимент хохломских изделий сформировался давно. В его основе лежат резные ложкарные изделия и токарная посуда: чашки, миски, поставцы, бочата, солоницы, ложки. В последние десятилетия были созданы новые формы бытовых вещей: комплекты посудных изделий для компота, ухи, салата, ягод, блинов и меда, наборы для кухни -поставки с полками, а также крупные декоративные изделия для украшения жилища - декоративные блюда, панно. В отделке хохломских изделий народные мастера используют несколько вариантов. Все они отличаются температурными режимами, продолжительностью сушки и закалки, тонкостями выполнения приемов. На примере одной из разновидностей отделки видны операции, через которые проходит каждая вещь.

Хохломской росписи свойственны два типа письма и тесно связанные с ними класса орнамента - "верховой" и "фоновый". "Верховая" роспись наносится пластичными штрихами на металлизированную поверхность, образуя свободный ажурный рисунок. Классическим примером верхового письма является "травка", или "травная роспись" с красными и черными кустиками, стебельками, создающими своеобразный графический рисунок на золотом фоне.
   
   Другая разновидность верхового письма - "под листок". В ней широко применяются более крупные растительные формы - округлые листики, ягодки, располагаемые симметрично у стебля. Для "фоновой" росписи характерно применение фона - черного или цветного, тогда как сам рисунок остается золотым. До заполнения фона на расписываемую поверхность предварительно наносят контуры мотивов. Формы больших мотивов моделируют штриховкой. Часто по окрашенному фону пишут мелкий травный узор - "приписку". Более сложным типом фонового письма является "кудрина", названная так за изобилие круглых завитков, которые создают сказочные формы растений, цветов и птиц. После росписи изделие поступает в окончательную отделку, во время которой его натирают олифой, дважды покрывают лаком и ставят на несколько часов в печь для закалки, где температура достигает 150 градусов.
   
   В настоящее время хохломская роспись получила большое распространение. Широко известны два ее крупных центра - Семинская фабрика художественных изделий "Хохломской художник" и Семеновское ордена "Знак Почета" производственное объединение "Хохломская роспись", находящиеся в Горьковской области.
   
   Семинские мастера, продолжатели традиций коренной хохломы, тонко чувствуют красоту луговых трав, лесных ягод. Они расписывают преимущественно традиционную, старинной формы посуду. Семеновские мастера, горожане, чаще применяют в росписи богатые формы садовых цветов, предпочитая технику росписи "под фон". Они любят точный контурный рисунок и широко используют разнообразные штриховки для моделирования мотивов. Но наряду с основными центрами хохломской росписи возникло много новых производств, выпускающих изделия "под золото".
   
   Изделия отличаются большим разнообразием. Простые формы деревянной посуды - мисок, чашек и бочат, поставков и кандеек - восходят к традиционной русской утвари. Красивые по пропорциям, крепкие и устойчивые, они создают в доме атмосферу уюта и праздничности. Сельские мастера не склонны к поискам новаторских, эффектных решений, предпочитая набор привычных предметов, оптимальные размеры и пропорции которых стали классическими. Такую отобранную столетней традицией токарного ремесла и уже обладающую высокими художественными достоинствами посуду мастерицы расписывают растительными узорами.
   
   Живописцы великолепно владеют всеми видами хохломской росписи, они знают и любят золотые узоры кудрины, древнее травное письмо с раскидистыми черными и алыми стеблями, нанесенными каллиграфически точными мазками. Однако в своей работе мастера отдают предпочтение росписи с чернолаковым фоном и чаще пишут знакомые и столь близкие сельскому жителю изображения садовых и луговых цветов, плодов и листьев. Художницы соединяют в одном произведении красоту весеннего цветения природы и ее осенней щедрости, в поэтических образах воплощая мечту земледельца о богатом урожае, благодаря чему расписываемые ими предметы становятся своеобразными символами пожелания благополучия. Столь любимый мастерицами черный фон помогает им достигать большей звучности цветовой гаммы росписи, и растительный узор четче выделяется на нем.
   
   В своей работе они широко используют особый прием моделировки - наносят на изображаемые растения цветной контур мягкого оттенка, который сиянием обволакивает мотивы, придавая им сказочность. Такой загадочно мерцающий орнамент покрывает не только вещи подарочного назначения, уникальные произведения, которые мастера готовят на крупные смотры народного художественного ремесла,- вазы, братины, ковши, но и массовую продукцию колхозного промысла.
   
   Поверхность ковша-утицы с навесными ковшиками, расписанного ведущим мастером колхозного промысла Антониной Васильевной Разборовой, снаружи и изнутри покрыта узором ветвей лесной яблоньки-дикуши с маленькими румяными яблочками и золотистыми звездочками соцветий. Подобные пятилепестковые цветы, разные по размерам, написаны рядом с земляникой и яблоком, плодами малины, хмеля и крыжовника, гроздьями рябины. Но они настолько органично входят в орнамент, что не возникает сомнений в правомерности таких сочетаний.

4

По эскизу  заслуженного художника РФ Таисии Белянцевой ко дню 40-летия полетов из Лондона в Москву  фюзеляжи восьми лайнеров авиакомпании «Бритиш Эйэрвэйз» были украшены  хохломским узором!!!

  В 1993 году в продолжение традиций в технике иконописи по хохломскому «золоту» на фабрике была создана иконописная мастерская и начато изготовление икон. Канонам иконописи художники обучались в Троице-Сергиевой Лавре и получили благословение на писание икон от митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая.  В 1999 году иконописная мастерская  предприятия ЗАО «Хохломская роспись» была удостоена высокой чести войти в состав «Патриарших мастерских» под омофором Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II. Хохломскими иконами украшены многие храмы Нижегородской области.

Сравнительно недавно в 2004 году на предприятии  «Хохломская роспись» начали изготавливать концептуально новые изделия - панно с живописью. Это авторские работы, совмещающие в себе два вида искусства:  живопись и   декоративно-прикладное искусство - хохломскую роспись.

В 1992 году был открыт цех по изготовлению семёновской матрешки.

На предприятии выпускают не только декоративные изделия и посуду, но и  мебель с хохломской росписью. Детские столы, стулья и скамейки, столы интерьерные, сервировочные и журнальные. Детская мебель соответствует требованиям ГОСТа  и является незаменимой при обустройстве  групп детских садов и детских жилых комнат.  Также изготавливают и мебель столярную: различные виды мягких и жестких стульев для дома, офиса или кафе, а также группы обеденные, столы и кровати.  Столярная мебель рассчитана на широкий круг покупателей.

В настоящее время ЗАО «Хохломская роспись» стабильно работает и развивается,  увеличивая объемы производства и продаж. За счет собственных капиталовложений в производство внедряются новые виды изделий, приобретается оборудование, расширяются цеха, организуются новые рабочие места. Более 1000 фирм от Владивостока до Калининграда являются партнерами предприятия.   Продукция экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья: Казахстан, Беларусь,  Украину, Туркменистан, США, Канаду, Францию, Германию, Англию, Японию, Испанию и другие.

Для туристов на фабрике организованы увлекательные экскурсии, знакомящие гостей с историей промысла, технологическим процессом на всех этапах рождения хохломских изделий. Здесь можно познакомиться с лучшими мастерами и принять участие в увлекательном мастер-классе по росписи матрешки.   А также заказать обед по индивидуальному меню. К вашим услугам  - просторная столовая или  банкетный зал, интерьер которого оформлен в хохломском стиле, а блюда подают в  «царской посуде».

На фабрике есть ассортиментный  кабинет, где с 1972 года хранятся образцы уникальных изделий, среди них огромная хохломская ложка - 2 метра 67 см и полутораметровая чаша.  А также магазин, в котором по доступным  ценам можно купить все, что производится на фабрике.

Ещё одно достижение хохломичей - ежегодный всероссийский фестиваль «Золотая Хохлома», приехать на который  в город Семёнов  могут все желающие  в  июне.

5

Какое разнообразие!

6

И это еще не все...

7

Чудесные изделия на все случаи жизни.

8

Милые вещицы

9

Какое разнообразие!

10

Какое разнообразие!