К башням нижегородского кремля туристов доставит фуникулер
Кремль – сердце Нижнего Новгорода. // cmno.ru
В Нижнем Новгороде появится канатная дорога, который соединит Северную и Часовую башни Нижегородского кремля. Проект стоимостью 150 млн рублей уже одобрен местными властями. Протяженность фуникулера составит 150 метров, двадцать из которых будут проходить по подземному тоннелю. По канатной дороге предполагается пустить два вагончика на восемь-десять мест. Ожидается, что проект станет коммерческим, но плата за проезд будет невысока. Чуть больше ста лет назад на этом месте уже был фуникулер, который был разобран в начале XX века. Специалисты считают, что возрождение фуникулера - интересное начинание, которое будет способствовать привлечению в город туристов, сообщает Коммерсантъ.
Кремль нижегородский (начало 16 в.)
Первоначально строительство кремля началось с возведения дерево- земляных оборонительных сооружений. В 1365 г. великий князь Борис Константинович приступил к строительству каменного кремля, в 1372- 1375 гг. работы продолжил его брат Дмитрий Константинович. 1 сентября 1509 г., по указу великого князя Московского Василия Ивановича, был заложен существующий и поныне каменный кремль, ставший важным элементом общерусской обороны. В Н.Новгород были присланы зодчий-иноземец Петр Фрязин и мастера из Пскова. Каменные работы начались с возведения Дмитриевской башни с отводной стрельницей. Через несколько лет (дата окончания работ неизвестна) каменный Нижегородский полигональный (многостенный) кремль был построен. Он имел 13 башен в общей линии стен и 14-ю отводную пятиугольную стрельницу, соединенную с Дмитриевскими воротами каменным арочным мостом, переброшенным через крепостной ров.
Прямоугольные башни (Ивановская, Зачатьевская, Георгиевская, Дмитриевская, Никольская) были проезжими, имели по 3 яруса боя. На переломах стен стояли глухие 4-ярусные башни, в том числе овеянная легендами Коромыслова. Толщина стен составляла 4-4,6 м. Стены и башни поставлены на мощные ленточные фундаменты из бутовой кладки, с внешних сторон облицованы кирпичом. Пролитая известковым раствором кладка представляет собой монолит, несущий на аркаде с пролетом в 4,6-5,7 м. боевой ход.
Внешняя линия стен и башен до белокаменного полувала имеет наклон, что делает основание их на 70-80 см. толще, конструкции - более надежными и долговечными. Боевой ход огражден извне зубцами, каждый пятый имеет бойницу. Ход закрыт двухскатной кровлей, что сохраняет каменную кладку от природных осадков. Фигурные концы тесниц являются и конструктивными, и декоративно- художественными элементами.
Башни покрывались высокими шатровыми кровлями с коваными прапорами-флюгерами. Над Часовой поставлен 5-угольный бревенчатый сруб, в котором располагались городские часы с боем. Проезжие башни имели подъемные мосты, а внутри - герсы - окованные решетки, опускавшиеся на цепях при вражеских приступах. Над проездами башен в особых киотцах извне располагались посвятительные иконы.
Защита кремля строилась на преимущественном применении огнестрельного пищально-пушечного вооружения. Конструкция башен позволяла вести фланкированный (вдоль стен) прострел всей околокремлевской территории. Каждый сантиметр наиболее опасного при приступе со стороны ополья пространства простреливался одновременно с 4 многоярусных башен, в том числе с Кладовой и Пороховой башен-капониров. Здесь располагались и подземные галереи для контроля за возможными подкопами и подводом под стены минных зарядов. Хотя об этом есть упоминания в древнерусских документах, подземная часть кремля остается не исследованной.
Основные узлы обороны - Дмитриевская и Ивановская башни - имели дополнительные рубленые обрубы для размещения особо крупных пушек. Это позволяло защитникам держать под контролем не только дальние подступы к кремлю, но и Нижепосадский торг, берег и фарватер Волги.
По своим инженерно-фортификационным данным Нижегородский кремль был одной из наиболее совершенных русских средневековых каменных крепостей. При многочисленных осадах каменный кремль никогда не был захвачен врагом.
Нижегородский кремль – одна из главных достопримечательностей города.