ГОРДОСТЬ И БОЛЬ СЕГОДНЯШНЕЙ ВОРСМЫ - МОНАСТЫРЬ.
При въезде в город слева от трассы видно озеро Тосканка (памятник природы). На острове - руины Троицкого монастыря, действовавшего в ХVII-ХIХ вв..
История возникновения и строительства утраченного ныне ансамбля Троицкого Островоезерского монастыря являет собой яркую страницу нижегородского культового зодчества XVII века. Эта обитель была выстроена на одном из островов Ворсменского озера близ села Ворсмы Горбатовского уезда.
Первое упоминание в документах о церкви Троицы у села Ворсмы восходит к августу 1640 г. , 22.08.1662 г. было дано благословение "О строении на острову села Ворсмы вместо ветхия церкви вновь церкви во имя Живоначальные Троицы, да придел явлению Казанския Пречистыя Богородицы". С нее началось формирование комплекса монастырских деревянных зданий, нарушенного пожаром 1687 г. С 1688 г. (особенно интенсивно - с 1691 – 1692 гг.) иждивением князя М.Я. Черкасского развернулось строительство каменного ансамбля монастыря – 3 церквей, келий и стены с 4 башнями, которое было закончено в 1698 г. В ХVIII – XIX вв. Островоозерский Троицкий монастырь обладал обширными земельными угодьями и рыбными ловлями, которые сдавал в аренду.
Князю Черкасскому понравилось красивое положение острова - на озере близ Ворсмы. Известно, что в 1688 году началось строительство обители по указанию и иждивением владельца сел Павлова и Ворсмы князя Михаила Яковлевича Черкасского.
Новое строительство в 1688 году возглавил Павел Сидорович Потехин, известный русский зодчий, выходец из Нижегородской губернии.
Ансамбль монастыря получился впечатляющим. Главный корпус со святыми арочными воротами, надвратной церковью, увенчанный узорчатой колокольней, был обращен на юг, к озеру. Корпус имел два симметричных двухэтажных крыла с келлиями, которые плавно переходили в высокую каменную ограду. Эта капитальная ограда по углам заканчивалась двумя круглыми башнями. Такие же башни стояли и на других углах монастырской ограды. На ее северной стороне был еще один вход, обыденный, ведущий по тропинке к переправе на северный берег озера. В монастыре было три каменных храма: во имя Святой Живоначальной Троицы, в честь Казанской иконы Богоматери и храм, посвященный преподобному Михаилу Малеину — наставнику святого Афанасия Афонского. Главными святынями монастыря являлись Казанская икона Богоматери и Нерукотворный Образ Спасителя, которые были вручены Макарию князем Черкасским. Также особо почиталась Смоленская икона Богоматери, находящаяся в храме преподобного Михаила Малеина.
За три столетия в Островоезерском монастыре была собрана богатейшая библиотека, в которой имелись ценнейшие древние рукописи, старопечатные книги и пергаментные свитки. Монахи занимались овощеводством, рыбной ловлей. Остров был украшали великолепный фруктовый сад, парк из дубов, лип, сирени, акации и многочисленными цветниками. Монастырь закрыли в конце 30-х годов. Часть ценных реликвий вывезли (судьба их не известна), остальное сожгли. В военное и послевоенное время здесь располагалась воинская часть, позднее - производство, пионерский лагерь. Ныне же здесь царит запустение, монастырь стал местом добычи кирпича и щебенки .
Начало монастырю было положено во второй половине XVI века подвизавшимся здесь схимником Макарием (который и погребен в этой обители) при содействии князя Бориса Черкасского. В 1662 году монастырь возобновлен князем Яковом Черкасским. В обители находилась Казанская икона Божией Матери – дар князя Бориса Черкасского.
Простояв около трехсот лет, монастырь прекратил свое существование в тридцатые годы XX века, а в пятидесятые были полностью разобраны монастырская ограда и два каменных храма – Троицкий и Казанский.
Теперь о бывшем некогда на острове монастыре напоминают только руины братского корпуса и надвратной церкви святого Михаила Малеина.
Когда-то Троицкий Острово-Езерский монастырь поражал путников своей неприступностью, воспринимался современниками как надежная крепость.
Сначала он был деревянным. В 1580 году часть монахов перебралась на остров, образованный от запруды речки Кишмы, из села Павлова.
Устроителем нового монастыря был схимник Макарий Вертоногуй. Монастырь со временем помог сложить в этой местности волостной центр религиозной и административной власти, поскольку, очевидно, это и стало причиной слияния нескольких населенных пунктов, находящихся "на Воросьме", в одно целое. За многие годы существования деревянные постройки сильно обветшали, но и это не уцелело - монастырь разграбили и сожгли разинцы. Восстановленные строения через 15 лет вновь сгорели, на этот раз окончательно.
Весть о пожаре боярину Михаилу Яковлевичу Черкасскому привез в Москву игумен Яким. И решил боярин построить в этом месте новый мужской монастырь, на этот раз каменный, чтобы и самому было в случае чего от гнева царского схорониться. И 29 августа 1688 года Павел Сидорович Потехин (с именем этого крестьянина - зодчего из села Кадницы в то время был связан расцвет так называемого "узорочья"), игумен Яким и от Черкасских приказной ворсменской конторы Афонасий Жохов заключили договор: "Делать в Нижегородском уезде в селе Ворсма на острову каменное дело:" Шестьдесят каменщиков (не считая сотни согнанных со всех нижегородских вотчин боярина Черкасского крестьян, выполнявших земляные и другие вспомогательные работы) с восхода солнца до его заката изо дня в день работали на острове в течение двух лет.
Как известно, в такие отдаленные монастыри цари и вельможные бояре ссылали неугодных им людей знатного происхождения, замешанных в тех или иных политических интригах (или по другим каким- либо личным причинам).
От пребывания таких изгнанников затем следов в монастыре не оставалось. Но вот один все же остался. В областном музее хранится книга с надписью на боковом поле первого листа коричневыми чернилами: "Отдано в дом Пресвятой Троицы Островоезерского монастыря, что в селе Ворсма, в помин души Анны Магдебургской лета 7199, июля в 26 день погребения ея". Как оказалась эта дама или, может быть, принцесса, в сельском монастыре, до сих пор остается загадкой.
В 1923 году монастырь был закрыт. Через шесть лет обследован правительственной комиссией, после чего было предложено сломать обветшалые постройки. Все остальные разрушения довершили время и люди. Остались только развалины очень крепкой кладки мастера Потехина, которые не удалось разрушить.
Историческая справка:Островоозерский Троицкий монастырь, заштатный, общежительный, в 18 верстах от уездного города Горбатова, при селе Ворсме, среди озера на острове. Начало монастыря было положено во второй половине XVI века подвизавшимся здесь схимником Макарием (который и погребен в этой обители) при содействии князя Бориса Черкасского. В 1662 году монастырь возобновлен князем Яковом Черкасским. В монастыре находится Казанская икона Божией Матери — дар князя Бориса Черкасского; с ней совершается хождение по селениям епархии.(Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».)
Я. Л. Шаболдин
МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА
ТРОИЦКОГО ОСТРОВОЕЗЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ В XVII ВЕКЕ
Первым документом, фиксирующем появление монастырских построек в Ворсме, является грамота патриарха Иоасафа «по челобитью боярина кн(я)зь Ивана Борисовича Черкасского человека ево Ивана Бородина о строении в селе Ворсме новыя церкви во имя Живоначалные Троицы да предел(а) Пр(е)с(вя)тыя Б(огоро)д(и)цы Казанския», датированная 14 августа 7148 (1640) г.31
Существование монастыря на острове в 1640-х гг. подтверждается приведенной ватором «краткого описания» записью на вкладной книге «Служба и житие преподобного Сергия Чудотворца», изданной в 1647 г.: «Лета 7149 (1649) февраля во 2-й день сию книгу Препод. Отца и Чудотворца Сергия дал вкладу поп Михайло Гавриолв, брат родной свщенноиноку Нифанаилу, в дом Живоначальныя Троицы на острове Макария Затворника, что у села Ворсмы на езере».32
В храмозданной грамоте митрополита Сарского и Подонского Питирима 1662 г. Троицкая церковь в Ворсме «на острову» названа старой.33 Документ отражает следующий этап в создании монастырского ансамбля. Инициатором строительства новой церкви в монастыре становится Яков Куденетович Черкасский,34 получивший во владение села Павлово и Ворсму после смерти в апреле 1642 г. И. Б. Черкасского. Текст самой грамоты приведен в «памятниках церковных древностей» архимандрита Макария.35
После описания «ветхостей» прежней церкви, в грамоте Питиримом оговаривается облик будущей церкви: «и аз смиренный преосвященный Питирим Сарский и Подонский (...) велел ему [Я. К. Черкасскому] (...) вместо ветхие церкви, воздвигнути новую церковь во имя Живоначальныя Троицы, да в пределе Явлению иконы Пречистыя Богородицы Казанския, а придел велел прирубить по стороне тоя цекркви особою статьею, чтобы предельныя двери были в паперть, и вход в предел был из паперти, а из церкви в предел ходу не было, и главы бы на той церкве и на пределе были не шатровыя, и олтари делать круглые тройные; а в церкве и в пределе в олтари велеть делать по трои двери».36 На то, что требования к архитектуре будущей постройки были довольно жесткими, указывает следующее предостерегающее замечание Питирима: «А будет предел построить в одной церкве, а не особою статьею, а в той церкве освятить один настоящий престол, а предела не святить».37
Возьмем на себя смелость предположить, что Троицкая церковь с Казанским приделом все-таки была построена, и в том виде, как это предписывалось храмозданной грамотой Питирима. Вероятнее всего, построена она была до 1667 г. - года смерти Я. К. Черкасского.
С именем следующего владельца с. Ворсмы, сыном Я. К. Черкасского, князя Михаила Яковлевича, связана более активная строительная деятельность в Островоезерском монастыре.
В 1672 г. возводится последняя из деревянных храмовых построек монастыря - церковь Михаила Малеина. Благословение на ее строительство 2 марта 180 (1672) г. дал митрополит Сарский и Подонский Павел.38
Новый этап формирования ансамбля монастырских построек открывает другая подписанная 31 августа 1688 г. митрополитом Нижегородским и Алатырским Павлом благословенная грамота: «... по челобитью вотчины г(осу)д(а)ря нашего кн(я)зь Михайла Яковлевича села Ворсмы Троицкого Островоезерского м(о)н(а)ст(ы)ря иеромонаха Иоакима о строении вместо деревянных церквей Пр(е)с(вя)тыя Живоначальныя Троицы да в пределе Пр(е)с(вя)тыя Б(огоро)д(и)цы Казаские да згоревшия церкви Пр(е)п(о)добнаго отца Михаила Малеина39 вновь каменных церквей те же пр(е)ст(о)лы».40
О строительстве каменных зданий в монастыре в конце XVII в. свидетельствуют копии с грамот князя М. Я. Черкасского, хранившихся в монастыре, снятые игуменом Ефремом в 186 г.41 Первый документ не датирован и представляет собой так называемую «собственноручную роспись строенью» князя М. Я. Черкасского.42 Второй документ дополняет первый. Это контракт между М. Я. Черкасским и крестьянином с. Кадниц43 Павлом Сидоровичем Потехиным на строительство каменных зданий монастыря.44 Контракт датирован 24 августа 7196 (1688) г. Текст этих документов хорошо известен исследователям. Как одно целое он был опубликован в 1857 г. в «Памятниках церковных древностей» архимандрита Макария45 и затем в 1938 г. с незначительными купюрами у С. В. Безсонова.46 Фрагменты этого текста часто приводятся в качестве иллюстраций принципа строительства по образцу и метода работы зодчего конца XVII в.
В первую очередь нас интересует та часть документа, где отражается ход строительства Островоезерского монастыря. В контракте Потехин обязуется «к тому каменному делу притти (...) в нынешнем же во сто девяносто шестом (1688) году и делать то каменное дело самым добрым мастерством».47 Но строительство было начато не
лета 1691 г. В приказе М. Я. Черкасского Афанасию Жохову о заготовке материалов, составленном 5 января 1691 г.,48 оговаривались мероприятия по обследованию обнаруженных неподалеку от Ворсмы залежей известняка, который предполагалось использовать на фундаменты. Приказом было предписано из села Кадниц «Пашку [Потехина] да с ним для свидетелства и чертежу и приправки, как которая статья пристойнее к выспросу и досмотру трех человек каменщиков знающих же: Федку Перфильева, Федку Александрова, Куземку Ингнатьева (...) взяв, ехать в монастырь» для осмотра белого камня – «годитца ли к каменному делу» и «можно ль утвердить на той мели, каменну стену».49
Есть в тексте документа и прямое указание о начале строительства: «А строить в лето церковь с трапезою и келии и передняя стена с вороты и над вороты колоколница с церковью и ограды, что успеетца».50 Такой порядок работ - сначала строить церковь с трапезой, с кельями, воротами и колокольней над ними, а затем уже соборнй храм, оговаривался и в «росписи строенью».51
Вероятно, до начала строительства был составлен чертеж будущих построек. В приказе велено было «весь монастырь назнаменить на бумаге с мерою и как строенью быть против чертежа (...) и означить на чертеже, которым местом рвам и строеньям быть и что в которую сторону сажен останетца за строеньем и для чево выпустить за строенье и то все означить подлинно, да и о том высмотрить не по старой ограде по наличному досмотру как в пристой и что в обод будет сажен то место, которому быть в строенье и ограде и написав и назнаменя чертеж писать и со смотру своего опись и чертеж прислать не мотчав».52 Приказ заканчивался требованием: «А с чертежом и с описною росписью прислать ко мне к Москве подмастерья Пашка Потехина наспех, а ему сказать, чтоб он товарищем своим приказал готовитца к делу, и за дело принимались и делать с весны».53
Появление первых каменных монастырских построек в лето 1691 г. отмечено в следующей по времени грамоте М. Я. Черкасского.54 В тексте документа перечисленны постройки, начатые Потехиным: «А исподния де житья, ледник и погреб построены под теплою церковью (...) А что в нынешнем 200 году (1691-92) изготовлено кирпича триста тысяч и тем де кирпичем начатые кельи и на воротах церковь и колокольница и запасная палата и достальные кельи и вся ограда построитца».55
Но в 1692 г. П. Потехин был отстранен от дел. Приказом М. Я. Черкасского руководство строительством перепоручалось Ф. Перфильеву:56 «в нынешнем 200 (1691) году в [ноября] 16 де[нь] указал я села Ворсмы в Островоезерском Святые Троице монастыре в строеньях у каменного дела быть в подмастерьях кадницкому каменщику Федке Перфильеву, да с ним в товарищах Куземке Игнатьеву, а прежнему подмастерью Пашке Потехину подмастерьем к редовым быть за старость не указал».57
В части приказа, касающейся набора каменщиков на новый строительный сезон (1692 г.), с отставкой Потехина предписывалось отстранить от работы еще семь человек кадницких каменщиков, «а вместо их взять Серешкина сына Ивашка, Пашкина сына Потехина Стенку, да из бобылей в прибавку Бориска Михайлова, Петрушку Иванова, да кадницких каменщиков, которые были на деле на Москве пять человек: Микитку Игнатьева, Гришку Михайлова, Марчку Андреева, Исачку Андреева, Ивашку Михайлова, да из сел Богородского и Павлова тех же каменщиков, которые сначала взяты и были во отпуску, всего и с подмастерьем шестьдесят один человек; и теми людьми построить вышеписанные дела».58
Этим же документом были внесены существенные поправки к «росписи строенью» 1688 г.: «И по моему указу положено, соборная церковь совершить одноглавою в потайной епанечной кровле с отводными над кровлей стоками против указанного ему [Перфильеву] на Москве образца»59 (выделено мной - Я. Ш.) (Первоначально в «росписи строению» Тоицкую церковь предполагалось завершить пятиглавием: «... церковь в довершке по соборному, главы и шейки и на церкве прикраска и окошка и меж окошек столбики и двери и рундуки как у Воскресенской решотки в Кадашеве церков, в красной пример пятиглавый утвердить, чтоб отнюдь течи не было»)
Сопоставление текстов «росписи» и последней грамоты М. Я. Черкасского в частях, касающихся облика Троицкого собора, дает повод предположить, что в 1691 г. зодчий был ориентирован на иной, чем в 1688 г., образец. Во всяком случае, это можно утверждать с полной уверенностью в отношении композиции входов собора. Раньше, по «росписи строенью», Потехин должен был делать «в церковь трои двери с рундуками такими, каковы в Кадашеве у Воскресенской решетки».61 Приказом же 1691 г. новому подрядчику Ф. Перфильеву вменялось «к церкви соборной построить рундуки против Чудовских всходов и обвершить с потайно(й) ж кровлей по полаточному с подъемными стенами»62 (выделено мной - Я. Ш.). Вероятно, речь в данном случае идет о церкви Чуда Архангела Михаила в Московском Кремле. Церковь эта, кстати, была одноглавой, поэтому есть все основания полагать, что именно она была указана подмастерью в качестве образца для повторения ее форм завершения на Троицком соборе. За указанием «соборная церковь совершить одноглавою», в тексте грамоты следует более радикальное требование: «переделать и закамар снять с теплой церкви, которая построена, потому что теча от закамар будет».63 Замечание это относится к зданию Казанской церкви, строительство которой в лето 1691 г. велось под руководством П. Потехина.
Грамоты М. Я. Черкасского дают информацию не только о времени начала строительства каменных зданий монастыря. По тексту грамот можно установить и долю участия каждого зодчего в возведении той или иной постройки. Очевидно, что разбивка территории острова под строительство всех зданий и сооружений монастыря осуществлялась под руководством П. Потехина. Им же были начаты братские и настоятельские кельи, а также святые ворота между ними с надвратной церковью Михаила Малеина. Казанская церковь тоже была выстроена Потехиным, но как отмечалось выше, ее венчающие части были переделаны Ф. Перфильевым. Завершение начатых в 1691 г. построек выполнялось под наблюдением Перфильева. Ему же принадлежит основная роль в возведении Троицкого собора.
Сведения о датах окончания строительства каменных монастырских зданий сообщают материалы описей церковного имущества XIX в. По указанию описи 1859 г., первым было завершено строительство теплой церкви во имя Явления иконы Казанской Божией Матери - в 1694 г.64 Надвратная церковь Михаила Малеина была закончена в 1695-96 гг. В описи алтаря церкви 1806 г. упоминается «антиминс на белом полотне со вложением святых мощей, священнодействован 7204-го (1695-96) года (...) при патриархе (...) Адриане, митрополитом Павлом (...) Нижегородским и Алаторским».65 Последним был построен Троицкий собор. О нем в описи 1806 г. говорится: «церковь соборная (...) каменная, холодная, безпридельная, освящена 7202-го (1699) года...».66 Материалы архивных источников, к сожалению, не позволяют судить о времени окончания других монастырских зданий. Можно только предположить, что все строительные работы в монастыре были завершены к началу XVIII в.
Так выглядел Троицкий Острово-Езерский монастырь в 17 веке.