СОЛОНИЦА - русская деревенька в Нижегородской области!

Объявление

[взломанный сайт] Добро пожаловать на форум, посвящённый нашей малой Родине - деревеньке СОЛОНИЦА ! ... Приходите, общайтесь с земляками, читайте историю родного края ... ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ... [взломанный сайт]

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ХРАМЫ НИЖНЕГО НОВГОРОДА И ОБЛАСТИ

Сообщений 1 страница 10 из 24

1

Я думаю, что пришла пора рассказать о храмах и церквях Нижнего Новгорода.
 
Храм Собора Пресвятой Богородицы (Рождественская церковь)

       Возведена Строгановым Г.Д. на Нижнем посаде ниже одноименного храма, построенного купцом-промышленником Задориным С.Ф. в 1653г. на террасе Дятловых гор. В 17 в. рядом располагалось несколько каменных палат и зимовых дворов Строганова. После смерти Задорина Строганов сделал Рождественскую церковь домовой, к 1685 г. пристроил к ней в честь своего патронального святого Григорьевский придел. После завершения Смоленской церкви в Гордеевке приступил к строительству нового Рождественского храма.

       Иконостас в вновь возведенной церкви с тончайшей резьбой тябел и живописью строгановских изографов остается одним из наиболее высокохудожественных в России. Освящена в 1719 году.
Рождественская церковь была заложена солепромышленником Г.Д.Строгановым в 1697г и в основном завершена к 1703г. Но отделочные работы надолго остановились, и храм освящен только в 1719г. Как считают иследователи, это обьясняется тем, что в 1703г, после введения государственной монополии на торговлю солью, Г.Строганов утратил торговый интерес к Нижнему Новгороду, охладел к своей резиденции и на несколько лет уехал из города.
Первоначально церковь была освящена во имя Собора Богоматери. После разборки в нач.19в. стоявшей рядом церкви Рождества Богородицы, сооруженной в 1653г, ее название перешло на Строгановскую церковь. Рождественский храм выглядит драгоценной резной шкатулкой. Неслыханно пышная белокаменная резьба -виноградная лоза, цветы, яблоки, груши, гранаты, раковины и завитки - покрывает его стены сплошным ковром. В 1860г колокольня начала падать. За 20 лет она отклонилась на 1,2 метра от вертикальной оси. В 1887г.пришлось менять ее фундаменты, а верхние ярусы перекладывать.

  В июле 2005 года на колокольне церкви были смонтированы башенные часы.

  С оригинальными, "астрономическими" часами на этой колокольне связан знаменитый эпизод в жизни изобретателя Ивана Кулибина. Будучи пятнадцатилетним подростком, он поразил сограждан тем, что починил сломанные часы. К сожалению, этот старинный механизм был утерян еще в начале XIX века. Позже на звоннице были установлены обычные часы с боем, но к началу XX века и они были не в действии.

  Установленный ныне механизм - изготовлен в Германи, фабрикой Иоганна Фридриха Войле (Weule) в 1879 году (в СМИ была опубликована ошибочная информация об английском происхождении механизма). Первоначально эти часы располагались в Нижнем Новгороде на здании Блиновского пассажа, в нескольких сотнях метров от Рождественской церкви. После 1917 года они были демонтированы, и до последнего времени хранились в Нижегородском историческом музее

  В середине девяностых годов группа энтузиастов установила эти часы на колокольню Рождественской церкви (на большинстве фотографий можно заметить черные стрелки на одном из циферблатов). Однако монтаж был проведен крайне неумело, и к моменту начала реставрации церкви часы были практически не работоспособны.

  В 2004-2005 году механизм был восстановлен калужским мастером Александром Георгиевичем Красниковым. Удалось сохранить почти все детали оригинального старинного механизма, потребовалось лишь изготовить новые циферблаты.

  Теперь часы исправно показывают время на всех четырех циферблатах и каждый час соответствующее количество раз бъют в 80-киллограмовый колокол, расположенный под самым куполом колокольни. В 30 минут каждого часа раздается один удар. Именно поэтому нельзя называть эти часы "курантами" - они не исполняют на колоколах мелодии.

  Нужно отметить, что в работе часов не задействованы электроприводы, и дважды в неделю их заводит рука человека, а не бездуховная сила электричества.

  Одна из самых великолепных церквей Нижнего Новгорода - Рождественская, или Строгановская, а если точнее - церковь во имя Собора Пресвятой Богородицы.

  Святыни
– старинная икона Николая Чудотворца;
– иконы с частицами мощей преподобного Серафима Саровского, митрополита Филарета Московского, оптинских старцев в ковчежце рядом с иконостасом;
– чтимая «Державная» икона Божией Матери.

  История
  Освящен в 1719, повторно в 1993.
Храм в честь Собора Пресвятой Богородицы был построен купцами Строгановыми, поэтому его часто называют Строгановским. К 1701 году строительство храма было завершено, но случился пожар, и восстанавливалась церковь уже женой Григория Дмитриевича Строганова Марией Яковлевной (в девичестве Новосильцевой). Освящен храм был в 1719 году преосвященным Питиримом (1719-1738), архиепископом Нижегородским.

  В Нижнем Новгороде Строгановы обосновываются в XVII веке. Это было связано с выгодным географическим положением города и с экономическими преимуществами, которое оно давало. В начале Строгановы обосновались за рекой, в Гордеевке, а потом перебрались в нагорную часть – туда, где кипела торговая жизнь города.

Вот здесь-то Григорий Дмитриевич Строганов и занялся возведением храма в честь праздника Собора Пресвятой Богородицы, отмечаемого на следующий день после Рождества Христова.

Всего Строгановы построили в России пять храмов (в Сольвычегодске, Устюжне-Железнопольской, Троице-Сергиевой Лавре), два из которых находятся в Нижнем Новгороде.

Историки архитектуры говорят об особом стиле – «строгановском барокко», который характеризует храмы, созданные представителями этой династии. Среди выстроенных Г. Д. Строгановым храмов нижегородская церковь в честь Собора Пресвятой Богородицы отличается особой монументальностью образа, изысканным, ювелирно выполненным пышным декоративным убранством.

Строгановская церковь двухъярусная: наверху расположен трехапсидный алтарь, моленный зал, бесстолпная трапезная и паперть. Храм пятиглавый, главы поставлены по сторонам света, как в деревянных церквях. В подцерковье под трапезной располагались три изолированные кладовые. Снаружи и внутри храм украшен белокаменной резьбой (окна, порталы входов, приставные колонны).

Рождественская же церковь в полугоре над слиянием Оки с Волгой стояла издревле. Безымянный летописец в записи, относящейся к 1521 году, сообщал, что при нападении на Нижний Новгород казанцы "сожгли церковь Рождества Пресвятые Богородицы да 240 дворов по Гремячей ручей".

В 1653 году торговый гость С. Ф. Задорин отстроил Рождественскую церковь впервые каменной, а в 1685 году граф Григорий Строганов пристроил к задоринской Рождественской церкви в честь своего небесного покровителя святого Григория Богослова каменный придел.

В XIX веке Рождественская церковь, стоявшая неподалеку и давшая название одной из крупных торговых улиц Нижнего Новгорода, была разобрана. Но нижегородцы по старой памяти Рождественским называют храм, воздвигнутый Строгановым.

Храм в честь Собора Пресвятой Богородицы был освящен в 1719 году, а спустя три года в Нижний Новгород приехал император Петр I. Был он на Божественной литургии в Строгановской церкви. После этого храм был закрыт.

Возможно, произошло закрытие церкви из-за того, что в двух иконах местного чина (они сохранились и до настоящего времени) император узнал иконы, которые он заказал мастеру Караваку для Петропавловского собора Санкт-Петербурга.

Григорий Дмитриевич Строганов заботился об украшении своей церкви и, увидев их в мастерской художника, тайно от государя купил их, попросив Каравака для Петропавловского храма написать другие. Узнав иконы, Петр I разгневался и повелел закрыть храм, построенный Строгановым в Нижнем Новгороде.

На колокольне Строгановской церкви находятся часы, которые кроме течения времени показывали течение солнца и фазы луны. Эти часы удивляли гениального нижегородского изобретателя-самоучку Ивана Петровича Кулибина, и, возможно, содействовали пробуждению у него интереса к механике.

Храм неоднократно горел (в 1768, 1782, 1788 годах). Колокольню, которая раньше стояла отдельно, по уровню второго яруса соединили с папертью крытым переходом.

В 1913 году храм был полностью отреставрирован снаружи и внутри. Закрыт большевиками в 30-е годы. Во время Великой отечественной войны в помещении церкви располагался аптечный склад, благодаря которому был сохранен иконостас. Все остальное убранство было потеряно. В 60-е годы XX века.

Строгановская церковь была передана краеведческому музею под один из филиалов, который и занимал ее до 1993 года.

В храме сохранился уникальный иконостас. Из 46 икон конца XVII столетия до нашего времени дошло 43.

       Адрес: Нижний Новгород, ул. Рождественская, 34.

2

Церковь Успения на Ильинской горе

        Является единственно известным в отечественном каменном зодчестве храмов с верхом в виде крещатой бочки в четыре лица (прием, широко распространенный в деревянном церковном строительстве, но крайне редко для каменного). В начале XVII века на Ильинской горе возвышался погостовый ансамбль из холодного шатрового и теплого клетского храмов с отдельно стоящей рубленой колокольней. В 1672 году посадский А.Ф.Олисов перед отъездом в качестве управляющего государственными рыбными и соляными промыслами в Астрахань возвел своим коштом каменную церковь типа "корабль": со строго осевым расположением алтаря, моленного зала, трапезной и колокольни над западным входом. Моленный зал (9.5х7.1 сажени) перекрыт сомкнутым сводом, снаружи крытым килевидной формы фронтами. Барабаны глав украшены полихромными изразцами и фризами (ныне муляжи - подлинные хранятся в музейной экспозиции Рождественской церкви).

В 1784 году при Генеральном межевании города причту церкви определили границы ее крепостной земли. Тогда же бочечную кровлю храма заменили на восьмискатную. В 20-е годы XIX века трапезную и колокольню перестроили. В 1852-1856 годах архитектор А.Е.Турмышев возводит в ложновизантийских формах новую колокольню, в 1899 году расширяется алтарь.
В 20-е годы 19в. возведена в ложновизантийском стиле колокольня. После реставрации в советское время сохранился лишь четверик церкви. Колокольня и трапезная разобраны. Сохранились чертежи с изначальной архитектурой храма.

  Построена на месте ранее существовавшей деревянной на деньги купца Афанаси Олисова.     
Уникальна церковь и своими балахнинскими изразцами XVII века.

  На протяжении своей истории церковь неоднократно перестраивалась, утратила первоначальный облик, частично вернуть который удалось советским реставраторам. Сейчас полностью восстановлена в первоначальном виде, действует. Список жертвователей, благодаря которым это стало возможно, укреплен у входа в храм.

  Дата постройки последнего здания: 1672
Однопрестольная каменная пятиглавая церковь с шатровой колокольней. По преданию церковь стоит на месте древнего монастыря, упраздненного в начале XVII века. В советское время была закрыта, отреставрирована и возвращена верующим в 2004 году.

Входит в состав Архирейского подворья.

Святыни– частицы мощей вмч. Варвары, свт. Филарета, митрополита Московского, свт. Иннокентия Московского;

– список с чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»;

– иконы «Господь Вседержитель», «Святой Георгий Победоносец».

Перед иконами прп. Серафима Саровского и прп. Сергия

История
Входит в состав Центрального Архиерейского подворья наряду с Вознесенским и Сергиевским храмами.

Одно из преданий говорит, что на месте каменного Успенского храма был монастырь, неизвестно кем и когда основанный, но упоминаемый в грамоте царя Василия Ивановича Шуйского в 1606 году. В этом монастыре была и деревянная церковь в честь Успения Божией Матери. Но монастырь вскоре был упразднен и в сотной грамоте 1621 года церковь эта названа уже приходскою.

Каменный Успенский храм был построен купцом Афанасием Фирсовичем Олисовым. Он происходил из рода исконных нижегородцев, известия о котором восходят к XVI веку.

В 1620-х годах среди среднего достатка посадских Нижнего Новгорода выделялись занимавшиеся мыловаренным делом и мелочной торговлей Степан и Давыд Олисовы. Единственным наследником родовых дел Давыда стал Фирс, в семье которого в 1630-х годах появились сыновья: Афанасий, Анисим и Иван.

В 1666 году Афанасий Фирсович Олисов стал нижегородским таможенным головой, а через несколько лет перед отъездом в Астрахань на постоянное жительство он дал обет построить каменную Успенскую церковь, и в 1672 году храм был возведен.

Церковь Успения на Ильинской горе по-своему уникальна. Как отмечает профессор Н. Ф. Филатов, Успенская церковь – «…единственный сохранившийся в нашей стране каменный храм с покрытием главного объема "крещатой бочкой в четыре лица", широко распространенной в древнерусском деревянном зодчестве, но редкой для каменного.

Первоначально церковь представляла собой наиболее распространенный тогда в Нижнем Новгороде храмовый тип «корабль» со строго осевым расположением объемов: алтарь, молельный зал, трапезная и колокольня над главным входом с западной стороны. Вытянутый с севера на юг молельный зал (9,5х7,1 м) перекрыт сомкнутым сводом, снаружи скрытым килевидной формы фронтонами, создающими вверху крещатую бочку в четыре лица.

На коньках кровли поставлены на небольших постаментах, также оформленных в виде крещатых бочек, глухие барабаны с вытянутыми луковичными главками».

Особое внимание строитель обратил на декоративно-художественное убранство храма. Главы церкви в течение долгого времени были покрыты серебристым осиновым лемехом и увенчаны золочеными коваными крестами хорошей кузнечной работы.

Храм был отреставрирован в рамках проекта «Ильинская слобода» в 2004 году. К Успенской церкви была пристроена трапезная и колокольня.

3

Часовня на Ильинке (90-е годы 19 в.)

        У Ильинской башни рубленого Большого острога с древних времен стояла часовня. После разбора крепостных деревянных сооружений в начале ХУIII в. въезды в Н.Новгород ночами перегораживались особыми переносными рогатками-решетками - отсюда уточняющее название Часовни на Ильинской улице (у решетки).

        Сначала она была деревянной. Время от времени поновлялась на средства рядом живших ямщиков и прмышленников прядильных заводов. После возведения на Ильинской улице новой Вознесенской церкви первый нижегородскнй епархиальный архитектор А.К. Никитин спроектировал и возвел вместо деревянной каменную шатровую часовню, архитектура которой навеяна древнерусскими образцами. Часовня остается не только архитектурным памятником, но отмечает историческую границу древнего Н.Новгорода.
Часовня построена на месте деревянной, некогда обозначавшей границу города. Новая постройка архитектора А.Никитина (1890-е годы) стилизована под древнерусское «псковское» зодчество.
Сама Вознесенская церковь расположена несколькими кварталами выше по Ильинской улице.

4

Cергиевский храм
   

Нижний Новгород. Церковь Сергия Радонежского

Сергиевская церковь в Петушкове

Церковь
Дата постройки: не позже 1869.
Архитектор: Р. Я. Килевейн.
Адрес: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, улица Сергиевская, 23.
Проезд: .

 
  Одна из старейших в Започаинском районе Н.Новгорода, издревле прозванного Петушками. В 1621 г. была соборной небольшого мужского монастыря, имела придел в честь Зосимы и Савватия. Завершалась двумя стройными шатрами, представляя собой запрещенный в XVII в. тип многошатрового рубленого храма.
В 1701 г. церковь погорела во время пожара. На следующий год А.Ф. Олисов перестроил церковь уже каменной: главный престол был освящен в честь Спаса, придел - в честь Сергия Радонежского. Храм типа "корабль" с обитыми муравленой черепицей главами и стройной шатровой колокольней. Трапезную и церковь опоясывал фриз, составленный из полихромных изразцов типа "павлинье око". К середине XIX в.здание обветшало. Клир церкви провел сбор средств с прихожан. В департаменте проектов и смет были заказаны планы-фасады нового храма, которые были высочайше утверждены 11 декабря 1864 г. На следующий год под надзором архитектора Р.Я. Килевейна началось строительство, а в 1869 г. каменный храм с четырехъярусной колокольней был освящен. Его архитектура имела много общего с традиционными формами отечественных храмов. В 1872 году по проекту Р.Я. Килевейна к колокольне по сторнм пристроили службы и тамбур западного входа, что нарушило цельность художественного образа церкви. В годы советской власти храм лишился верха колокольни и куполов. К празднованию Дня Народного Единства 4 ноября 2006 года храм был полностью восстановлен в первоночальном виде.
  Храм остается заметным памятником архитектуры Н.Новгорода XIX в., примером обращения в эпоху господства эклектики и традициям отечественного зодчества.

5

Спасский храм

  Возводилась в память спасения царской семьи во время крушения поезда в 1888 году на Курско-Харьковской железной дороге.
Здание построено в стиле «допетровского» зодчества.  6 ноября 1888 г. для сбора средств была создана особая комиссия, в которую вошли самые состоятельные люди города: Н.А.Бугров, Н.Е.Башкиров, А.А.Блинов и др. Закладка фундаментов церкви состоялась 7 июня 1899 г. 12 октября 1903 г. состоялось освящение церкви.

Церковь Спаса (1888-1903 года)
Возводилась в память спасения царской семьи во время крушения поезда на Курско-Харьковской железной дороге 17 октября 1888 года близ села Борок. 6 ноября 1888 года для сбора средств Нижегородская дума создала особую комиссию, в которую вошли самые состоятельные люди города: Н.А.Бугров, Н.Е.Башкиров, А.А.Блинов и другие. Когда необходимые для начала работ капилы оказались в наличии, комиссия 3 апреля 1897 года была реорганизована в Строительный комитет, который в марте 1898 года объявил конкурс на проект среди членов Санкт-Петербургского общества архитекторов. В нем участвовало 18 зодчих, первую премию получил А.М.Кочетов. В пояснительной записке к планам-фасадоам он указал, что "храм проектирован в древне-русском стиле XVII века, по типу церкви села Останкино близ Москвы", рассчитывался на 1459 прихожан.

Для возведения церкви участки крепостной земли на Острожной улице продал за 6000 рублей Д.И.Модзалевский, за 4460 рублей Менделеевы. Геологию грунта в сентябре 1898 года исследовали инженеры К.Г.Иванов, П.П.Малиновский и Е.А.Татаринов, нашедшие его прочным, "на глубину 10 сажен сплошь состоящим из плотной и вполне однородной глины".

Закладка фундаментов церкви состоялась 7 июня 1899 года, кирпичные работы вел со своей артелью подрядчик А.И.Бутин. Контроль за строительством взял на себя академик В.П.Цейдлер, который в свою очередь для повседневного надзора нанял местного архитектора И.О.Буковского, с мая 1900 года - Ф.П.Федорова. В августе 1900 года из-за неравномерности осадки грунта в стенах появились трещены, но были заделаны и более не возникали. В 1901 году нижегородец М.П.Ипачев выполнил кузнечные работы. Золочение подкровельных пожзорин сделал Г.Н.Викулов. Многоярусный иконостас резал А.А.Круглов, образы для него писал московский иконописец С.Г.Тихонов.

В 1903 году для окочательной отделки храма дополнительно был проведен сбор пожертвований. 26 августа на колокольню подняли колокола, 12 октября 1903 года состоялось освящение церкви. Строительство ее обошлось в 150 тысяч рублей.

Святыни– чудотворная икона мученицы Параскевы Пятницы, икона Всемилостивейшего Спаса, икона Божией Матери «Знамение»;
– крест из Иерусалима;
– частицы мощей преподобного Серафима Саровского, преподобного Сергия Радонежского, преподобных Алексея и Германа Зосимовских, преподобного Зосимы Владимирского, Варлаама чудотворца, святителя Алексия Московского, праведного Феодора Санаксарского, праведного Алексия Бортсурманского.

История

Архитектор – Александр Мстиславович Кочетов.

Церковь в честь Всемилостивейшего Спаса была построена в честь спасения семьи императора Александра III при крушении поезда в 1888 году. Спасский храм в Нижнем Новгороде был заложен спустя девять лет после произошедшей железнодорожной катастрофы уже не только в память о чудесном спасении царской семьи, но и в «увековечения памяти Царя-миротворца, в Бозе почившего Александра III», скончавшегося 20 октября 1894 года.

Дополнительным основанием к строительству храма именно во имя Нерукотворного образа Спасителя служило то обстоятельство, что во время крушения поезда государь Александр Александрович имел при себе копию с древней чудотворной Вологодской иконы Нерукотворного Спаса.

Практически сразу после крушения поезда по указу Правильствующего Синода был составлен и издан специальный молебен в честь чудотворного образа Спаса Нерукотворного.

Нижегородское купечество решило выстроить близ городского острога храм в честь Спасителя. В 1888 году был открыт сбор средств на строительство церкви. В Комиссию по сбору средств вошли самые состоятельные финансисты-промышленники: Н. А. Бугров, Н. Е. Башкиров, А. А. Блинов, А. М. Губин, В. А. Соболев и другие.

В 1897 году был создан Строительный комитет, который возглавил Я. Е. Башкиров. В следующем году среди членов Императорского Санкт-петербургского общества архитекторов был объявлен конкурс на разработку проекта храма для Нижнего Новгорода. В нем приняли участие 18 наиболее признанных в стране зодчих. Первой премии удостоился проект архитектора А. М. Кочетова.

Александр Мстиславович Кочетов (1861 – 1912) незадолго перед тем получил звание академика, активно участвовал в конкурсных проектах для Севастополя, Минеральных вод Кавказа, строил в Петербурге. Планировалось, что Спасская церковь в Нижнем Новгороде будет построена в древнерусских традициях XVII века по типу храма Животворящей Троицы в Останкино.

Контроль за строительством храма осуществлялся академиком архитектуры В. П. Цейдлером. 26 августа 1903 года на колокольню был поднят последний Большой колокол, а 12 октября того же года епископ Назарий (1901 – 1910) освятил церковь.

Росписи храма частично воспроизводят росписи храма Христа Спасителя в Москве и Владимирского собора в Киеве. Они были выполнены по картонам художников Семирадского, Нестерова, Васнецова и др.
После революции Спасский храм стал одним из немногих действующих приходов нагорной части города.

Некоторое время с начала 20-х годов здесь располагалась архиерейская кафедра, возглавляемая тогда митрополитом Сергием (Страгородским) (1924 – 1934). С 1924 по 1926 год Владыка числился в клире Спасского храма.

Храм был закрыт в 1937 году, в помещении церкви находились складские помещения швейного предприятия «Весна». В 1991 году Спасский храм был возвращен верующим, а в 1992 состоялось повторное освящение церкви. Полным архиерейским чином храм был освящен в 2003 году.

6

Спасо-Преображенский храм

  Рост производства и числа работников заставили правление Сормовского завода с клиром уже существующей там Александро-Невской церкви (1882-1887) обратиться к Нижегородскому епископу Владимиру с просьбой о строительстве нового, более просторного храма. 29 марта 1998 г. решение было принято и началась разработка проекта. Первоначально церковь предполагалось строить одноэтажной на сводчатом подцерковье, предназначавшемся для размещения центрального отопления и служебных помещений. Но летом 1902 г. возникла мысль устроить там еще три престола. Летом 1903 г. отделка храма была завершена, установлен редкий по композиции 6-ярусный резной иконостас, увенчанный восьмиконечным крестом. К царским вратам из молельного зала поднимались 7 мраморных ступеней солеи. 1 октября 1903 г. был освящен главный Спасский престол, 9 октября - расположенная внизу Ильинская церковь.

  Архитектор П.Малиновский проектировал его в русско-византийском стиле. Внутреннее пространство Спасо-Преображенского собора в Сормове было организовано подобно тому, как это сделано в знаменитом храме св. Софии в Константинополе. Внутри собор украшает шестиярусный резной иконостас, редкий по композиции и тонкой художественной работе. Строительство собора было завершено в 1904 году.

   История

Через полгода был подготовлен не только проект собора, но и собраны необходимые для начала работ средства. 17 июля 1900 года Строи­тельный комитет обратился в Нижегородскую духовную консисторию с просьбой: "Прилагая при сем в двух экземплярах чертежи с пояснитель­ной запиской на постройку новаго храма в Сормове, - имею честь покорнейше просить консисторию о выдаче разрешения на постройку означенного храма по этим чертежам под надзором гражданскаго инженера Малиновскаго, подписка коего о принятии техническаго надзора и ответственности, при сем прилагается".

О художественном образе будущего собора П.П.Малиновский пояснял, что "храм в Сормове проектирован в нео-византийском стиле по приме­рам близко подходящим к первоисточникам этого типа храмов, проэктированных Богомоловым, Китнер и вслед за ними - многими другими...проэктированная церковь отвечает по типу и размерам хра­мам, сооруженным в Каменец-Подольске и Петербурге, и всего Ближе этой последней; из этих двух церквей Божией матери в Петербурге известна официально, т.к. представлена на страницах жур­нала "Зодчий" за 1888 год".

Разрешение на строительство собора было получено, и 8 сентября 1900 года состоялась тор­жественная закладка фундаментов храма. Воз­водился он значительным, на 2 000 прихожан, вместе с хорами - на 2 250 человек, шириной в 14 сажен, длиной вместе с колокольней в 22 са­жени, высотой до креста в 20 сажен (около 43м).

Но даже в таких габаритах вместимость собора оказалась недостаточной, и на стадии завершения строительства комитет 22 июля 1902 года обратился к нижегородскому епископу Назарию с просьбой: "При Сормовских заводах стро­ится новый храм. Ранее предполагалось храм этот сделать одноэтажным, но в настоящее время яви­лась мысль и возможность устроить этот храм двухэтажным, так как вышина подвальнаго этажа строющагося храма оказалась достаточной для уст­ройства храма и внизу, где вышина Более 6 аршин". Соответственно были представлены и новые пла­ны-проекты П.П.Малиновского.

Обоснование оказалось вполне аргументи­рованным и возражений на учреждение допол­нительного престола не последовало. К осени 1903 года здание собора было полностью отдела­но. Внутри главного храма установили необыч­ной композиции шестиярусный резной иконо­стас, увенчанный вверху восьмиконечным кова­ным крестом. К царским вратам из моленного за­ла поднимались 7 мраморных ступеней солеи (вместо обычных трех!). Потоки верхнего света и величественный, поблескивающий позолотой на общем фоне белизны стен, устремленный ввысь иконостас производили на каждого поис­тине неизгладимое впечатление.

1 октября 1903 года был освящен главный престол собора в честь Спасо-Преображения, а 9 октября - в сводчатом подцерковье - храм в честь Ильи Пророка.

Образ собора тогда вместе с оригинальной столбовой звонницей и кирпичной узорочной ог­радой, а также интерьеры храма, зафиксировал фотохудожник М.П.Дмитриев, оставив для по­томков редкие по значению исторические доку­менты.

7

Старообрядческий храм 

       Включает каменную церковь, дом причта и ограду с главными воротами. Место кладбища определялось планом 1913 г. Комплекс возводился на средства Л.А. Руковишниковой и В.В. Акифьева по проекту архитектора царского Двора академика В.А. Покровского, за что последний получил 4500 руб. К исходу 1915 г. храм и колокольня были вчерне выстроены и подведены под кровлю. В 1916 г. выложены центральное пятиглавие и барабаны над приделами. Внутренняя же отделка храма из-за начавшихся революционных событий задержалась на много лет.

  Старообрядческая церковь на Бугровском кладбище
Дата постройки: Между 1914 и 1916.
Архитектор: В. А. Покровский.
Адрес: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, улица Пушкина, 34.

Церковь
Двухэтажная, многопрестольная, с габаритными размерами 15.5х9.2 сажени. При расчете конструкций особое внимание уделялось прочности пилонов и подпружных арок. В.А.Покровский требовал от Н.М.Вешнякова, чтобы "фундамент был не только прочным, но жестким". Церковь пятиапсидная, но средние ее части выполнялись без алтарей, чтобы разместить лестницы в подцерковье, где совершалось отпевание умерших и вынос тел через одну из ложных апсид. Этим достигалась не только оригинальность объемно-пространственного решения, но и функциональность. Перед моленными залами всех трех церквей (центральных и боковых приделов) имеются просторные притворы. Главный западный вход под звонницей имеет овальную в плане лестницу на ярус звона и две палатки (кладовую и ризницу) по сторонам. Церковь семиглавая: мощное пятиглавие над четырехскатнойкровлей с центральным световым барабаном венчает моленный зал, боковые главки - приделы. В архитектуре храма обильно использованы декоративно-художественные элементы псковско-новгородского древнего зодчества: фигурные нишки и полочки, бегунец и запады в кладке.

Пятипролетная стенка-звонница с щипцами кровель над проемами также выполнена в формах псковско-новгородской архитектуры. Внутри нее под ярусом звона в двух нижних этажах располагаются служебные помещения (2.6х1.6 сажени).

К исходу 1915 года храм и колокольня были вчерне выстроены и подведены под кровлю. В 1916 году выложены центральное пятиглавие и барабаны над приделами. Внутренняя же отделка храма из-за начавшихся революционных событий задержалась на много лет.

Дом причта
Спректирован с юго-запада от церкви (10х8.7 метров), с крыльцом-всходом с северной стороны (1.8х5 метров), внутренней лестницей для изолированных входов во все квартиры. На первом этаже проектировались просторные квартиры священника, дьякона и просвирня, на втором - квартиры другого священика и двух причетников. Художественное решение дома стилизовалось под древнерусские палаты: окна получили килевидные наличники, крыльцо с северной стороны - форму всходов XVII века.

Закладка фундаментов подрядчиком П.Сазоновым состоялась весной 1915 года. К исходу первого строительного сезона кладка стен была завершена, дом покрыт железом. В 1916 году была окончена настилка полов, навеска дверей с "приборами" и штукатурка изнутри.

Ограда
Возводилась вокруг кладбища на протяжении 700 саженей прямоугольной в плане с квадратными башенками по углам. Стена разбивалась на 2-саженные прясла с четырьмя ложными "бойницами" в каждом и опорными столбами по концам. Таким образом имитировались стены древних русских монастырей. На оси с церковью с запада в ограде выполнены главные ворота (6.5х3.8 метра), крытые мощной бочкой. По сторонам сводчатого проезда с северной стороны проектировалась сторожка. Как и церковь, фасад ворот получил характерные для псковско-новгородской архитектуры бегунцы, фигурные нишки и помещенные в кладку памятные кресты.

Рядом к ограде должен был быть пристроен одноэтажный кирпичный корпус конторы. (Не существует). На исходе 1915 года ограда была сложена на 660 саженей. На следующий год была завершена полностью. Главные же ворота были отделаны и покрыты железом к январю 1916 года. При этом проект претерпел изменения: в пару со сторожкой с южной стороны ворот выгородили стенами конторку смотрителя и могильщиков.

  Городское кладбище нижегородских раскольников существовало еще в начале XIX века. В семидесятых годах на средства купца Н.Бугрова был сооружен старообрядческий скит. Формирование же существующего облика кладбища произошло в двадцатом столетии. Церковь Успения Божией Матери была последней церковью в городе, построенной перед революцией (1914-1916).Строилась по проекту В.Рукавишниковой. В архитектуре прослеживаются корни народного русского зодчества допетровской эпохи.
  На кладбище сохранились могилы генерала С.С. Четвериокова, писателя П.И. Мельникова-Печерского, декабриста И.А.Анненкова и его жены и других известных людей.

8

Александро-Невский собор (1864-1881)

Проезжая по Канавинскому мосту или прогуливаясь по набережным верхней части Нижнего, невозможно не обратить внимания на ярко-желтый, выделяющийся на фоне заречной части собор Александра Невского.По высоте, равной высоте 26-этажного дома, по своим габаритам собор занимает третье место в России после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Стрелка на слиянии Волги и Оки показалась нижегородским купцам — инициаторам возведения храма идеальным местом с точки зрения и природного ландшафта, и широкого обзора храма.
В то же время песчаная отмель каждый год затапливалась водой, и надежный фундамент там заложить было сложно. В результате было принято уникальное решение: поставить громаду массой 50 тысяч тонн на деревянный плот. Плот был сделан из 1214 дубовых бревен. При этом учитывалось свойство дуба, который, находясь во влажной песчаной среде, постепенно становился мореным (со временем его плотность возрастала и дуб приобретал прочность металла).
По словам настоятеля храма протоиерея Сергия Матвеева, прошедшие 130 лет после строительства храма подтвердили правильность решения: здание не потерпело никаких деформаций, нет отклонения от вертикали, стоит устойчиво, надежно.
Первым культовым сооружением на территории Нижегородской ярмарки стал Спасский собор, построенный в 1818 году по проекту архитектора Огюста Монферрана. Разрешение о возведении второго храма было получено купцами в 1856 году. Через два года, 24 августа 1858 года, ярмарку посетил император Александр II со своей семьей. И в память о преданности православию и государю второй собор решено было построить во имя небесного покровителя Александра II — святого Александра Невского.
Судьба самого князя Александра Невского причудливым образом была связана с нижегородской землей. Князь — родной племянник основателя Нижнего Новгорода Юрия Всеволодовича — родился в год основания города (в 1221 году). Здесь же, в городецком монастыре, в ноябре 1263 года Александр Невский скончался.
Собор Александра Невского в Нижнем Новгороде был заложен в 1868 году. В течение следующих двух лет были возведены стены храма и сделаны перекрытия. Отделочные работы продолжались до 1881 года вплоть до окончания строительства.
Собор Александра Невского представляет собой «пятишатровое сооружение с центрической композицией». То есть шатров, каждый из которых увенчан куполом, у храма пять, но один из них явно выделяется.Высота храма с крестом на центральном куполе составляет 87 метров, что превосходит высоту волжских откосов.
Проект реконструкции бывшей ярмарочной территории, разработанный в конце 20-х годов XX века, предусматривал снесение собора и возведение на его месте маяка с памятником В. И. Ленину. К счастью, этот замысел не был осуществлен, его выполнение ограничилось разборкой шатров в конце 30-х годов.
По мере того как угасала идеология воинствующего атеизма, у людей пробуждался интерес к родным святыням. В 1982 году с инициативой реставрации храма выступила Альбертина Васильевна Кессель, известный нижегородский краевед.Разобранные в советское время шатры храма были восстановлены по проекту архитекторов О. Е. Сундиевой и И. С. Агафоновой.
Во время реставрации были изменены конструкции малых шатров: изначально кирпичные, они затем были заменены на металлические. Использование меди обеспечило долговечность покрытия.
К 12 сентября 2006 года— на соборе были позолочены купола. На данный момент идет реставрация внутреннего убранства храма.

        При переводе торга из Макарьева в Н.Новгороде в 1817 г. на песчаной косе при слиянии Оки с Волгой губернский архитектор И.И.Межецкiй возвел временные дощатые ряды лавок балаганов, кофеен. С 1822 г. торг переместился в новопостроеные кирпичные ярмарочные корпуса.

        С 1858 г. после пожара ярмарку и околоярмарочную территорию за Бетанкуровским каналом разрешалось застраиватъ кирпичными зданиями. Тогда же русское купечество изъявило желание поставить второй православный ярмарочный храм. Был проведен сбор пожертвований.
В 1856 году нижегородское купечество обратилось с ходатайством о постройке нового собора на Нижегородской ярмарке к нижегородскому епископу Антонию, он же, в свою очередь, к губернатору А. Н. Муравьеву.

  Необходимые средства (454 тысячи 667 рублей 28 копеек) были собраны за 10 лет. Работы начались 19 сентября 1867 г. В 1869-70 гг. были возведены стены храма и сделано перекрытие. Высота собора достигает ок. 80 м. Внутренние работы продолжались до 1880 г. Кроме написанных московским иконописцем Ф. А. Соколовым икон в храм были привезены иконы из ликвидированного после пожара Макарьевского монастыря. Постоянного прихода у храма не было - его составляли приезжавшие на ярмарку купцы. Поэтому основное помещение было открыто только во время ярмарки, а зимой не отапливалось. Престолы собора – св. Александра Невского, свт. Николая и равноап. Марии Магдалины. В выступающем западном притворе, на хорах большого собора - зимняя отапливаемая церковь Макария Желтоводского и Унженского.

  Храм являлся местом встречи почетных гостей города - Августейшей фамилии, православных иерархов. В храме находилась чудотворная икона Божией Матери и Животворящий Крест Господень, к которым прибегали многие страдающие параличом и другими заболеваниями.

  В 1929 году храм был закрыт, ценности изъяты, а зимой следующего года по решению руководства Волжской флотилии иконостасы и все деревянные украшения собора пустили на дрова для обогрева местных домов. Прихожанам удалось спасти лишь несколько икон, в том числе икону Божией Матери и Животворящий Крест, находившиеся до последнего времени в Нижегородской Свято-Троицкой Высоковской церкви. Проект реконструкции бывшей ярмарочной территории, разработанный в конце 20-х годов, предусматривал снос собора и возведение на его месте маяка с большевистским идолом - памятником Ленину. По воле Божией этот проект не был осуществлен, его выполнение ограничилось разборкой шатров в конце 30-х годов. В дальнейшем здание собора использовалось под склады и частично под жилье. В многочисленных пристройках, окончательно обезобразивших собор, были размещены подсобные помещения, а также различные конторы, в подвалах находились склады.

        Л.В. Даль, находясь за границей, как пенсионер Академии художеств принял участие в конкурсе. Летом 1864 г. на 2 месяца он приезжает в Н.Новгород. 8 сентября 1864 г. состоялась символическая закладка камня в основание будущего храма. 18 ноября 1865 г. проект церкви был утвержден правительством. В 1866 г. Л.В. Даль вернулся ка постоянное жительство в Н.Новгород и доработал проект собора. 15 сентября 1867г. утверждается строительный комитет для возведения храма, 11 августа 1868 г. состоялась повторная закладка собора на Стрелице. В 1875 г. была завершена кладка стен, к лету 1881 г. - отделка. 20 июля 1881 г. собор освятили в честь Александра Невского.

Собор святого благоверного князя Александра Невского — русский православный собор в Нижнем Новгороде, построенный до 1880 года по проекту архитектора Л. В. Даля.
В 1856 году ярмарочное купечество изъявило желание построить новый собор в память о посещении ярмарки императором Александром II, и обратилось с ходатайством о постройке нового собора на Нижегородской ярмарке к нижегородскому епископу Антонию, а тот, в свою очередь, к губернатору А. Н. Муравьёву.

Новый проект, предложенный молодым архитектором академиком Л. В. Далем, также не был утверждён. Авторство окончательного проекта до сих пор не установлено, возможно, что автором является архитектор И. С. Вишневский. Необходимые средства (454 тысячи 667 рублей 28 копеек) были собраны за 10 лет (к 1866 году.

В 1867 году ярмарку посетил великий князь Владимир Александрович, который участвовал в церемонии освящения места закладки собора; строительство началось 19 сентября 1867 года. Основное строительство собора было начато 18 августа 1868 года и продолжалось в течение 13 лет, внутренние работы продолжались до 1880 года.

Собор был возведён без традиционного свайного основания и «представлял собой центрическое монументальное сооружение с пятью восьмигранными шатрами, центральный из которых поднимается на высоту 72,5 метра. В декоре фасада сочетались элементы разных архитектурных стилей. План собора имел эклектический характер.». Кроме написанных московским иконописцем Ф. А. Соколовым икон в храм были привезены иконы из ликвидированного после пожара Макарьевского монастыря.

20 июля 1881 года строительство было закончено и собор был торжественно освящён в присутствии императора Александра III, его супруги Марии Фёдоровны и цесаревича Николая.

Храм выделялся тем, что у него не было постоянного прихода: его прихожане — купцы, приезжавшие на ярмарку. По этой причине основное помещение было открыто только во время ярмарки, а зимой не отапливалось. Работала только отапливаемая зимняя церковь Макария Желтоводского и Унженского.

Храм был местом встречи почётных гостей города — царской семьи, иерархов православной церкви. В храме находилась чудотворная икона Божией Матери и Животворящий Крест Господень, к которым прикладывались многие страдающие параличом и другими заболеваниями.

Во время Великой Отечественной войны на центральном барабане собора была установлена зенитная батарея, защищавшая небо Нижнего Новгорода от налётов фашистской авиации. В 1940-е годы произошел пожар, уничтоживший интерьер в здании собора и роспись на потолке и стенах храма. После этого остатки внутренней штукатурки были полностью сбиты.

В 1983 году началась реставрация собора, в этот период активно принимали участие добровольные реставраторы. В 1989 году началось восстановление сорванных шатров храма.

В феврале 1991 года было создано Братство во имя святого благоверного Великого Князя Александра Невского, и в июне 1992 года собор был возвращен Церкви.

С 1992 года в зимнем приделе преподобного Макария начались богослужения. 30 декабря 1998 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай освятил центральный Александро-Невский престол храма. 24 апреля 1999 года был освящён Мариинский придел, и 18 мая — Никольский придел. Богослужения стали совершаться в основном помещении собора; но при этом реставрация продолжается.

Для собора пришлось разработать новую конструкцию иконостаса, так как секрет старых мастеров, установивших и закрепивших в прошлом веке 23-метровый — с восьмиэтажный дом! — иконостас, открыть не удалось. Внешнее убранство иконостаса постараются восстановить по старым уцелевшим фотографиям. (Подробнее - http://otvet.mail.ru/question/26194597/)

9

Старо-ярмарочный собор

Спасо-Преображенский (Староярмарочный) собор

Архитектор: А. Бетанкур, О. Монферран.
Адрес: Нижегородская область, Нижний Новгород, Ярмарочный проезд, 10

  Построен в 1822 году по проекту А.А.Бетанкура. Не случайно удивительное сходство ярмарочного храма с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге: фасады храмов разрабатывал один человек - Огюст Р. Монферран. К сожалению, в интерьере собора не сохранились росписи академика А.В.Ступина.

  Спасо-Преображенский собор - единственное сооружение из первых ярмарочных построек, сохранившееся до наших дней.
Престольный праздник - Изнесение Честных древ Креста Господня (праздник Всемилостивого Спаса) 14 авг. по н/ст.

  Ныне - кафедральный собор епархии. В 2004 г. внутреннее убранство воссоздано в прежних формах, в стиле классицизма.

  У алтаря - часовня над могилой митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова). Планируется восстановление колокольни.

   
  После пожара летом 1816 года ярмарка, которая действовала у стен Макарьевского Желтоводского монастыря, была перенесена в Нижний Новгород. Инженеры И. Пуадербард и А. Диго выбрали место для нее на левом низком берегу реки Оки. От первоначальной архитектуры ярмарки до наших дней сохранился, пожалуй, только Спасский старо-ярмарочный собор 1822 г.

  А. А. Бетанкур разработал эскизы будущего торгового ансамбля и привлек к работе Огюста Монферрана. В дальнейшем Бетанкур перенес предполагаемую территорию торга ближе к Канавинской слободе и указал подсыпать ее низины песком еще на 6-8 метров, что замедлило строительство и увеличило стоимость работ. Подобный перенос был сделан из-за угрозы паводков.

  По своему архитектурному облику этот собор напоминает Исаакиевский. Не исключено, что проект Спасского собора был одним из вариантов создания четвертого Исаакиевского собора. Здание замыкало главный бульвар ярмарки и было призвано играть организующую роль в общей архитектурной композиции.

  Место для ярмарочного собора было определено на главной оси ярмарочного ансамбля. Архитектором собора стал Огюст Монферран. Под собором было сводчатое подземное помещение, которое стали затем сдавать торговцам под склады.

  План собора был крещатым: к главному квадратному основанию (11х11 саженей) по странам света пристраивались прямоугольные, решенные индивидуально объемы. Обращенный к торговым корпусам парадный южный вход имел не только четырехколонный портик, но и за ним по центру еще две отдельно стоящие колонны римского ордера, в то время как северный притвор имел лишь четырехколонный портик. Южный и северный фасады - с портиками тосканского ордера. Восточный и западный выступы отмечены полуколоннами. Собор имеет пять довольно простых по рисунку куполов, барабаны которых прорезаны окнами и украшены полуколоннами ионического ордера.

  Восточная алтарная часть и западный притвор оформлялись лишь пилястрами, и это придавало нижегородскому ярмарочному собору явно индивидуальное архитектурно-художественное решение. Храм получил световое пятиглавие. Большие окна мощных барабанов глав позволяли максимально использовать верхний свет, в связи с этим на проработку лепного убранства интерьера было обращено особое внимание: обильно украшенный лепниной кессонированный свод центрального нефа опирался на широкий выносной пояс-антаблемент, который зрительно поддерживали приставные колонны.

  Роспись стен собора выполнил академик живописи А. В. Ступин и его сын Рафаил. Церковь была заложена 1 августа 1818 года, 5 июля 1822 года в храме был освящен главный престол в честь Происхождения Честных Древ Святого Животворящего Креста Господня, 31 июля - придел святого Макария Желтоводского и Унженского, чудотворца, а 1 августа - придел в честь святого Александра Невского.

  Архитектурное оформление собора в целом выдержано в стиле классицизма. Богато декорированный лепниной и полуколоннами коринфского ордера интерьер украшали живописные произведения религиозного содержания. Спасский собор в Нижнем Новгороде явился одной из первых значительных работ Монферрана в России.

  Жители Нижнего Новгорода и приезжие купцы именовали собор Спасским из-за того, что еще до построения храма на стрелице Оки и Волги в дощатых временных лавках причт Спасо-Преображенского кафедрального собора поставил среди торга в полотняном шатре иконостас.

  Иконы и церковная утварь были доставлены из кафедрального храма в Кремле, оттуда же были священники. Поскольку ярмарка продолжалась всего месяц и содержать специальный ярмарочный причт было невыгодно, храм был приписан к Спасо-Преображенскому собору в Кремле. Именно поэтому ярмарочная церковь стала именоваться Спасской, а позже, когда был построен храм в честь Александра Невского, - Староярмарочной.

  Вскоре после освящения нового храма выяснилось, что многие купцы отказываются его посещать, поскольку им было неловко молиться пред иконами, написанными на европейский манер итальянским художником Торричелли. Фигуры святых на образах были с обнаженными частями тел, что вызывало недоумение и непонимание среди торговцев.

  Некоторые из них стали ходить в храм со своими иконами. Купцы приносили их заботливо завернутыми в тряпицы. Спустя несколько лет иконы заменили. Новый иконостас был выполнен архитектором В. Стасовым.

  Храм был возведен на достаточно опасной территории, паводковые воды постепенно размывали насыпной грунт, в стенах собора появились опасные трещины. В конце XIX столетия Роберт Яковлевич Килевейн отреставрировал Староярмарочный собор. Повторно храм был освящен 31 июля 1888 года.

  В результате многочисленных ремонтов и реставраций, производившихся в XIX веке, собор существенно изменил свой вид. Иконостасы не сохранились, а росписи на стенах и сводах остались лишь на незначительной площади. В XX столетии в храме располагался склад, в административном здании - жилые квартиры. Спасский Староярмарочный собор был возвращен Нижегородской епархии в 1991 году.

10

Успенский военный собор (1821-1831) 

        Не существует. Возводился на средства Марии Александровны Мертваго в память о муже, участнике Отечественной войны 1812 года. С этим предложением она обратилась к императору Александру 1. Он лично курировал проектирование и начальный этап строительства. 25 августа 1820 года Мертваго представила в Департамент государственного имущества и публичных зданий фасады церкви вместе с планом Нижегородского кремля, которые рассматривались царем, сделавшим ряд поправок. Проект утвердили 9 января 1821 г. 22 марта состоялась закладка фундамента. Кирпич поставляла нижегородка Н.Г.Кокарева, кладку вел со своей артелью крестьянин д.Черниц Балахнинского уезда П.Г.Снегирев. 25 сентября 1827 г. был освящен в честь Успения Божьей Матери главный престол. В 1831 г. собор был полностью отделан и освящен, стал гарнизонным храмом.