ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ
Искусство резьбы по кости - яркое проявление народной художественной культуры России.
Вообще-то резьба по кости – промысел, нашей местности несвойственный. В области, как известно, не водится ни моржей, ни слонов, чьи клыки с бивнями обычно служат материалом для мастеров-косторезов.
Но в 50-е годы в область был специально приглашён мастер по костя-ной резьбе для того, что бы в Нижегородской, тогда ещё Горьковской, области создать косторезный промысел. То, что моржового клыка и слоновьего бивня у нас отродясИскусство резьбы по кости - яркое проявление народной художественной культуры Россииь не водилось, никого не смущало. Это были советские времена, когда в моде было скрещивать арбузы с яблоками и поворачивать реки вспять. А потому регулирование народного творчества казалось делом абсолютно нормальным. Местным косторезам пришлось воплощать свои идеи из костей более свойственных нашей средней полосы животных.
Обработка кости имеет древние традиции, что подтверждается многочисленными предметами, найденными в результате археологических исследований. Косторезным промыслом в Нижегородском крае занимались давно. Еще в XVIII веке мастера Павлова и Ворсмы украшали ножи костяными рукоятками в виде объемной небольшой скульптуры. Фигурки львов, драконов, птиц, воинов выполнены с тонким пластическим мастерством. Они являются образцами мелкой пластики в Нижегородской народной резьбе по кости. Возрождение промысла в XX веке связано с именем мастера Парфена Черникова, который был приглашен в Нижний Новгород из всемирно известного центра косторезного искусства г. Холмогоры Архангельской области.
В 1973 году в поселке Варнавино Нижегородской области была организована фабрика художественной резьбы по кости.
В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота – "цевку" и рог. Кроме того, в работе используются и ценные виды кости - мамонта и моржа. Форма кости, ее белый цвет и матовость поверхности дают возможность народным мастерам, используя народные приемы декорирования, создавать оригинальные произведения.
Работа выполняется вручную с помощью лобзика, специальных приспособлений и инструментов. Изделия варнавинских косторезов отличает изысканная ажурная или рельефная резьба, гравировка. Рельефная резьба заключается в следующем: на костяной пластинке по контурам нанесенного рисунка режущими инструментами выбирают фон, оставляя при этом выпуклые рельефы на поверхности кости. Ажурная резьба на проем отличается от рельефной тем, что в местах фона сверлят отверстия. При гравировке вначале на костяной пластинке делают рисунок, затем гравировальной иглой наносят линии различной глубины.
Мотивы для своих изделий косторезы берут в орнаментах нижегородской резьбы и росписи по дереву. На резных предметах часто можно увидеть изображения исторических и архитектурных памятников Нижегородской области.
Ассортимент изделий (более 40 видов) Варнавинской фабрики, выполненных на высоком профессиональном уровне, составляют женские украшения (заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни, различные комплекты украшений), шкатулки, ларцы, оригинальные настольные письменные приборы, авторучки, мундштуки, декоративные стаканы-карандашницы, лоточки, ножи для разрезания бумаги, подарочные адресные папки, предметы утилитарного назначения (вязальные крючки, иглы для штопки и вышивания, настольные игольницы). Резные изделия из кости постоянно экспонируются на выставках и ярмарках как в России, так и за рубежом. Продукция фабрики поставляется во Францию, Швейцарию, Польшу, Германию, Венесуэлу, Данию.