РЕЗЬБА ПО КАМНЮ - один из самых известных и привычных нам народных промыслов. В тоже время и достаточно малоизучаемый, здесь также существует несколько направлений .
Уже в XI-XII вв. мастера-градодельцы и каменотесы создавали произведения, отличающиеся красотой и мастерством технического исполнения (например, детали внутреннего убранства храма св. Софии Киевской, диковинные рельефные изображения птиц, цветов, львов, грифонов, покрывающие верхнюю часть стен Дмитровского собора в г.Владимире, резной арочный фриз, опоясывающий церковь Покрова-на-Нерли близ Владимира). От XVII в. до нас дошли белокаменные резные наличники Грановитой палаты Московского Кремля, подоконники Теремного дворца в Кремле, архитектурные детали церквей в Останкине и в Филях, трапезной Симонова монастыря в Москве и т. п.
При Петре I в Петергофе была основана первая фабрика по производству облицовочных материалов, идущих для нужд строительства в Петербурге. Несколько позднее, в 1726 г., в новом городе Екатеринбурге (Свердловске) была создана Шлифовально-гранильная фабрика, а при Екатерине II - Колыванская фабрика на Алтае.
На предприятиях Урала и Алтая изготовлялись в XVIII в. архитектурные детали и колонны для Зимнего дворца, мраморные плиты и колонны для Мраморного дворца в Петербурге; позднее выполнялся ряд заказов для Большого Кремлевского дворца в Москве и детали галереи из синего мрамора в Царском Селе близ Петербурга.
Со второй половины XVIII в. одним из излюбленных элементов украшения фасадов и внутренних помещений дворцов у русской знати стали декоративные вазы, преимущественно из уральского камня: травянисто-зеленой с волнообразными белыми полосами ревневской яшмы; кроваво-красной с темными и белыми прожилками орской яшмы, полосатой ямской яшмы; розового с черными дендритами орлеца (дендриты - кристаллы, напоминающие ветви деревьев или хвою); темно-голубого или синего с белыми и золотистыми вкраплениями лазурита; темно-зеленого с узором в виде концентрических овалов и лентообразных тоновых полос малахита, о сложности добычи и обработки которого сложены десятки легенд: серо-зеленого прозрачного нефрита, считавшегося в древности вечным камнем, обладавшим чудесными свойствами; наконец, порфира и мрамора различной окраски - белого, серого, темно-зеленого, темно-красного и черного.
Каменные вазы нередко достигали полутораметровой высоты и имели до двух метров в диаметре. Красота природного камня в них сочеталась с красотой силуэта и усиливалась благодаря пластической обработке поверхности и наличию литых скульптурных деталей из золоченой бронзы.
Над некоторыми каменными диковинами мастера-каменотесы, гранильщики, шлифовальщики работали десятки лет.
До рубежа XVIII-XIX вв. в камнеобрабатывающей промышленности не было никаких механизмов и всю обработку вели вручную
Художественные изделия из камня
Возникновение промысла, материалы для производства, производство и классификация изделий
Возникновение промысла. Резьба по камню - один из самых старинных народных художественных промыслов. Камнерезное искусство в России было развито еще в IX-XII вв. До XVII в. поделочный цветной камень в России не добывали, а привозили главным образом из Византии, Средней Азии и различных стран Западной Европы. Только начиная с XVII в. в России появляются свой цветной камень и русские самоцветы. Примерно в 1635 г. в предгорьях Урала были открыты медные руды, малахит, а еще раньше здесь были обнаружены "узорчатые каменья" - сердолики, агаты, яшмы.
В 1725 г. по указу Петра I в Петергофе была основана первая гранильная фабрика, куда со всех концов России привозили разнообразные поделочные камни. В 1726 г. в Екатеринбурге, район которого изобиловал месторождениями цветных камней, открывается вторая такая фабрика. Вокруг Екатеринбургской гранильной фабрики возникли небольшие мастерские по обработке цветных камней. Через 60 с лишним лет организуется третья государственная гранильная фабрика - Колывановская.
В XIX-XX вв. ювелирные изделия из цветного камня Петербургской фирмы Фаберже получили всемирную известность. Для мастеров XIX в. характерно умение выявить природную красоту поделочного камня, тщательно продумать форму изделий с тем, чтобы показать лучшие свойства материала.
В советское время художественной обработкой камня занимаются во многих районах Российской Федерации: в Свердловской, Пермской, Горьковской областях, в Алтайском, Красноярском и Краснодарском краях. Кроме того, в небольшом количестве художественные камнерезные изделия выпускают в Архангельской и Челябинской областях.
Материалы для производства. Для выработки художественных изделий и сувениров используют главным образом камни поделочные, в небольшом количестве - полудрагоценные (в качестве основного материала). Вспомогательным материалом служат металлы и сплавы, перламутр, кость, рог, древесина, кожа и другие материалы.
Поделочные камни - непрозрачные, иногда слабопросвечивающие минералы красивой окраски. В производстве художественных изделий поделочному камню принадлежит значительное место. Гармоническое сочетание красок, разнообразие причудливых узоров, способность к полировке - все это делает поделочный камень незаменимым материалом для мастера. По твердости поделочные камни подразделяют на три группы: твердые - халцедон, агат, оникс, орлец (родонит), яшма, нефрит, лазурит, чароит и др.; средние - малахит, серпентин (змеевик), ангидрит, мрамор и др.; мягкие - гипсовый камень, алебастр, селенит, тальк, талькохлорит, кальцит и др.
Классификация изделий. Художественные изделия с резьбой по камню классифицируют по назначению, материалу, способу резьбы, тематике и народным промыслам.
По назначению Камнерезные изделия делят на утилитарные (предметы туалета, принадлежности для курения), декоративные и сувениры.
По материалу различают изделия из твердых, средней твердости и мягких камней.
По способу изготовления художественные камнерезные изделия подразделяют на изделия с объемной резьбой и с гравировкой.
По тематике они делятся на изделия, отображающие труд и быт человека, животный мир, памятники старины.
По народным промыслам различают изделия: уральские, алтайские (колывановские), горьковские (борнуковские), архангельские, краснодарские (отрадненские и ходжохские), красноярские, иркутские и др.