ИСТОРИЯ ВЕТЛУЖСКОГО КРАЯ
Поветлужье - это небольшой уголок северо-восточной Руси, который является частью государства Российского. Первые народы, которые заселяли Поветлужье, были народы Мари. Около 1620 года ветлужские станы были пожалованы в вотчинное владение князю Федору Ивановичу Мстиславскому, главе боярского правительства. Федор Иванович - один из сподвижников Михаила Федоровича Романова, а после смерти в 1622 году вотчину унаследовала его вдова Ирина Михайловна, которая продала имение известным в истории помещикам. Самая большая часть вотчины досталась любимцу царя боярину Борису Александровичу Репину. Династия Репиных владела ветлужскими землями более 155 лет.
Город Ветлуга берет свое начало от деревни Шулепниково, первое упоминание о которой в истории относится к 1686 году. Позднее, в начале XVIII века, в связи с постройкой церкви Воскресения Христова деревня переименована в село Верхнее Воскресенское. В 1727 году село было куплено капитаном Наумовым, а в 1775 году продано действительному тайному советнику Федору Васильевичу Наумову, который дал его в приданное за дочерью Анной - супругой камергера А.М. Белосельского- Белозерского.
При усовершенствовании административного деления России создавались новые уездные центры. В 1778 году действительный тайный советник Алексей Петрович Мельгунов - генерал-губернатор, занимавшийся подготовкой открытия Костромского наместничества, объехал костромские земли. Он собрал сведения о населении, состоянии торговли и промышленности, определил границы будущих уездов. При назначении уездных городов А.П. Мельгунов обратил внимание на село Верхнее Воскресенское, расположенное на берегу реки Ветлуги и лежавшее на торговом вятском тракте. 5 сентября 1778 года последовал высочайший указ императрицы Екатерины II об утверждении Ветлуги уездным городом. В 1781 году Екатерина II утвердила "План городу Ветлуге", на котором можно видеть прямоугольник, большей своей стороной лежащий вдоль правого берега реки Ветлуги. Улицы пересекались под прямым углом, предусматривалось строительство деревянных и каменных "казенных, публичных и обывательских домов, лавок и прочих строений". Жителей в новом городе было всего лишь 82 души "мужского пола". В 1793 году население города по "межевому акту" уже было: "мужского пола в купечестве 73, мещан 213 душ", т.е. 286 человек ревизских душ, а всего около 600 человек.
Вся жизнь ветлужан была связана с лесом, который занимал 80% всей площади уезда. Лесной промысел кормил не одно поколение ветлужан. Древесный уголь, деготь, мед, меха, мочальные и бондарные изделия пользовались большим спросом. Одновременно с этим развивались ремесла, гончарное и плотницкое дело. Развитию торговли способствовали ежегодные ярмарки Благовещенская и Фроловская, проходившие весной и осенью. На ярмарки съезжались купцы с Волги, Вятки и даже Дона. В Ветлуге производился значительный торг зерном, ржаной мукой, привозимыми из Яранского и Котельнического уездов. Своего хлеба не только в Ветлужском уезде не хватало, но и в соседних: Варнавинском и Макарьевском. Богатством крестьяне не могли похвастать.
В конце XIX века в уезде было 160 постоянных и временных дегтярных заводов, 32 кирпичных, 1 лесопильный, чугуно-литейный завод Чиркина, пивоваренный завод Зебальда, государственный спиртзавод, мыловаренный и кожевенный заводы. Промышленные предприятия были небольшого масштаба. По статистике в 1912 году их обслуживало 92 человека рабочих. По данным податной инспекции в городе было 150 различных торговых заведений, в том числе 10 пивных, 6 чайных, 1 трактир, 44 мелочных лавки, 49 хлебо-бакалейных лавок. Все они были частными.
Культурная сторона города была представлена в виде Народного дома, который был пост роен в 1913 году. В нем ставились спектакли, концерты, читались лекции. Интеллигенция города: учителя, дети помещиков, купцов были организаторами нескольких актерских трупп. Работало фотоателье Чиркина. Прекрасного качества фотографии и по сей день хранятся в личных архивах и в краеведческом музее. Пароходчик Овчинников открыл в городе электротеатр, картины шли под аккомпанемент рояля и скрипки.
В 1857 году в городе было приходское училище, в котором училось 34 мальчика. В последующие годы были открыты городское трехклассное училище (1902 год), женская гимназия (1902 год), мужская гимназия (1911 год), высшее начальное училище для мальчиков с четырехлетним обучением и несколько церковноприходских школ.
В 1913 году в Ветлуге было 8 учебных заведений: мужская гимназия (115 учеников), женская восьмиклассная гимназия (347 учеников), высшее начальное четырехклассное училище (181 ученик), первое приходское мужское училище (135 учеников), второе приходское мужское училище (57 учеников), двухклассное женское училище (175 учеников), соборная церковно-приходская школа (69 учеников), Троицкая церковно-приходская школа (48 учеников). Конечно, в одном городе было много учащихся (1328 человек) на 6000 населения. Это объясняется тем, что все школы повышенного типа были сосредоточены в одном центре. Земство давало стипендии наиболее способным детям крестьян, а дети учителей освобождались от платы за обучение. Земство содержало платную библиотеку. Бесплатными библиотеками при гимназиях пользовались учащиеся.
Развитие здравоохранения в Ветлуге характеризуется следующими данными: в 1866 году земство приняло от "Приказа общественного презрения" больницу на 15 коек (помещалась по улице Костромской, рядом с домом Жаркова); в 1866-69 годах земство построило новую больницу за городом. Это было деревянное, облицованное кирпичом здание, которое на 1875 год имело 30 коек, из них 15 были платными, 15 бесплатными. В 1901 году для Ветлужской больницы был приглашен отдельный врач. Этим врачом был Павел Федорович Гусев, который проработал в больнице до самой смерти 2 ноября 1949 года. Благодаря его усилиям в 1902 году было построено новое двухэтажное каменное здание больницы. В 1908 году в ней было 100 коек. В 1909-1912 годах строится ряд зданий для амбулаторий и двух отделений, открывается зубоврачебный кабинет.
Большое место в жизни ветлужан занимала религия. Жители всех городских сословий с большим уважением относились к церкви и к священникам. Всю жизнь их осеняла христианская вера, стремление сохранить древние традиции и обычаи. Не смотря на материальное положение, взносы в церковь делались регулярно и помещиками и крестьянами. Прекрасной архитектурной постройки церкви были произведениями искусства. Троицкий храм утопал в громадных кустах сирени, а грандиозный строгий Воскресенский собор стоял в обрамлении высоких белых берез.
Было в городе четыре площади, видоизмененные, они сохранились до наших дней. Торговая (ныне Первомайская), была без скверов, на ней стояли небольшие лотки с товарами. В ярмарочные дни ставился балаган для цирка, карусели. На тюремной (ныне Братская) располагался деревянный острог. Красницкая называлась конной, там происходили торги конями и скотом. На площади около Троицкой церкви стояли городские весы. Главные улицы города были вымощены булыжником.
В истории старой Ветлуги известны 2 пожара, один в 1840 году, другой в 1890 году. Во время последнего пожара сгорело 1128 зданий, 3 здания торговых рядов и запас продовольствия на целый год. В числе вновь построенных зданий 12 каменных и каменные торговые ряды.
День сегодняшний. Прежде всего нашему городу удалось сохранить свою самобытность, уникальность деревянных построек, украшенных кружевной резьбой. Удивительной красоты северная природа, хотя и не блещет пышностью и многообразием, неся в себе удивительное спокойствие, чистоту, являясь мощным источником духовного богатства, здоровья, гармонии, притягивает отдыхающих со всех уголков России.
Еще одной удивительной достопримечательностью города является краеведческий музей. Он был создан в 1918 году стараниями и огромным самоотверженным трудом замечательного человека, беззаветно любившего свой край И.И. Разумовой. Фонд музея насчитывает около 9000 экспонатов. Отдел природы является одним из лучших по своему исполнению, его оформил член Союза художников В.Н. Куранов.
Чтобы лучше узнать наш город, почувствовать его самобытность, надо обязательно все осмотреть своими глазами, пройтись по его широким прямым улицам, полюбоваться резными карнизами и наличниками, почувствовать спокойное, полное священной чистоты течение красавицы реки, вдохнуть целебный воздух сосновых лесов. И тогда, возможно, любовь к нему вы сохраните в своем сердце на долгие годы и вам захочется вернуться сюда вновь.