СОЛОНИЦА - русская деревенька в Нижегородской области!

Объявление

[взломанный сайт] Добро пожаловать на форум, посвящённый нашей малой Родине - деревеньке СОЛОНИЦА ! ... Приходите, общайтесь с земляками, читайте историю родного края ... ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ... [взломанный сайт]

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Ветлуга

Сообщений 11 страница 19 из 19

11

Основание г. Ветлуги (1779 г.) и Ветлужского уезда
 

             После подавления крестьянского бунта под предводительством Е.Пугачёва Екатерина II предприняла реформу местного управления. В стране образуются 50 губерний, разделяющиеся на уезды. В 1778 году прибыл в Кострому ярославский генерал-губернатор Алексей Петрович Мельгунов, отрекомендованный Екатериной для открытия Костромского наместничества. Вскоре он объехал разные места Костромской губернии и наметил места для основания уездных городов. Для центра Ветлужского уезда он нашёл наиболее подходящим село Верхнее Воскресенье. Ко времени основания города в селе проживало  около 200 человек: учитывали тогда лишь представителей мужского пола—их оказалось 82.[1] У этого села пересекались торговые пути из Костромы и Нижнего Новгорода на Вятку. Здесь, на берегу крупной реки, постепенно формировался центр обширного лесоперерабатывающего и лесозаготовительного района. В своём письме Екатерине II Мельгунов пишет, что «село Верхнее Воскресенье по велению Вашего Императорского Величества у княгини Белосельской я купил и заплатил за него с пошлинами 8600 рублей, а как оно способнее всех тамошних мест, то тут новый город  Ветлуг и учреждён будет».[2] 

            В 1779 году генерал-губернатор, приехавший в бывшее село, торжественно объявил его городом Ветлугой. Согласно «Грамоте городам», он должен был строиться строго по плану. Началась история столицы Поветлужья.

          Официальной датой учреждения города Ветлуги считается 12 января 1779 г. По данным Государственного Архива Костромской области, в документах фонда Костромского наместнического правления имеется предложение Ярославского и Костромского генерал-губернатора Мельгунова от 12 января 1779 г. о передаче бывшего села Воскресенского «во всегдашние времена казне Ея Императорского Величества».[3] В первом и единственном гербе города Ветлуги, утверждённом Екатериной II в 1789 году, в верхней его части изображена костромская ладья, с тремя фонарями, а в нижней—куст ветлы.

            По поводу возведения села в ранг уездного города  есть местное предание, записанное в работе Д.А.Маркова «Ветлужский край»:

            «Захотелось жителям Верхнего Воскресенья сделать своё село городом. Выбрали они своих людей и послали бить челом царице-матушке о том, чтобы их село стало городом. Собрались эти выборные люди, обулись в лапотки и отправились в столицу. Пришли они к Потёмкину и высказали свою просьбу. Потёмкину понравились костюмы просителей, и он решил удовлетворить их просьбу, но с тем условием, чтобы они сплясали «русского» перед царицей. Вот пришли они к царице бить челом. Царица ответила, что если они будут плясать, то будут по-ихнему. Позвали гармониста и «русского» отплясывать. Царица, Потёмкин, приближённые так и «умерли» от смеху. Потом, когда царица перевела дух, объявила плясунам, что их просьба будет выполнена. С тех пор и пошло выражение: «Ветлужские лапотники выплясали город Ветлугу»».[4]     

            Во вновь созданном Ветлужском уезде земли были пожалованы царицей во владения дворян и князей, приближённых Екатерины. В списках дач генерального межевания 1777-1780 г.г. указаны следующие фамилии владельцев земель в Ветлужском уезде: князь Н.В.Репнин владел 373285 га, князь В.В.Долгоруков—105055 га, генерал-аншеф А.И.Глебов—83893 га. Всего перечисляется 10 крупных землевладельцев, которым принадлежало 750000 га. Конечно, город Ветлуга—далеко не древний. Его история насчитывает всего чуть более 200 лет. Ветлуга никогда не была центром каких-то крупных удельных княжеств, подобно Галичу, Шуе и т.д. Однако, этот городок—«пример того, как крепнувшая, набиравшая силу Российская Империя в лице своих монархов создавала новые города, строившиеся в силу прежде всего экономических причин».[5] 

--------------------------------------------------------------------------------

[1]  Вержуцкий Б. Щулепникову—Ветлуге—350.

[2] Предания и реальность. //Л.З. № 71. 15. 06. 1989 г.

[3] Там же. 

[4]  Цит. по: Предания и реальность. //Л.З. № 71. 15.06.1989 г.

[5]  Разуваев П. Уголок России. Ветлуга…

12

Ветлуга в XIX—начале ХХ века (до 1905 г.).

   

           Основой  жизни Русского государства, основой Русской цивилизации вплоть до рубежа XIX—XX веков оставалось село. Как же жили ветлужские крестьяне в XIX веке?

           Лесная река Ветлуга кормила местных жителей и создавала своеобразный здешний быт.[1] Ведущим занятием ветлужан являлись лесные промыслы. Зимой рубили лес, вывозили его к пристаням. Драли мочало и лыко. Снимали бересту для дегтярных заводов. В весенний разлив начиналась самая горячая пора: погрузка и сгонка леса на барках и плотах. По Ветлуге и её притокам—Усте, Люнде, Юранге шёл лес из Нижегородской, Костромской, Вятской губерний. Плыли барки и беляны, нагруженные тёсом и бочками со смолой и дёгтем.

            Лесные промыслы мешали зачастую развитию земледелия. Так пахота у многих ветлужан ложилась на плечи стариков и женщин, а сроки её отодвигались ближе к лету. Сельскохозяйственная техника крестьян оставалась примитивной—орудия труда изготовлял сам хозяин, а сковывал их деревенский кузнец. Почти каждая ветлужская деревня славилась своим ремеслом. Перепелиха, Варганиха---горшечным, Козлиха возле Белышева—колесным, Бурдуково—крашеньем пряжи и полотна, село Белышево растило огурцы. С середины XIX века траву стали косить косой: до этого жали серпом. Кроме сена, скот кормили и другими кормами. Так ещё в XVIII веке в летописи Богоявленской церкви было записано, что «в деревне…Лобаниха  свиней кормили грибами, солёными и сушёными, заготовляемыми впрок летом».[2]   

          Для любого историка, изучающего русскую цивилизацию, особо интересно познакомиться с бытом крестьян, их образом жизни, заняться исследованием всех сторон существования Русского народа. Мы особо отмечаем важность этого момента. Ведь быт, жизнь общества определяет национальный характер народа, его менталитет. И мы в нашей работе вкратце коснёмся этого вопроса.

          Ветлужане любили сытно и вкусно поесть. Особой популярностью пользовались пироги, в частности, с рыбой. Любил, разумеется, мужик и выпить. Всякая, даже пустяковая,  сделка сопровождалась магарычем. Ежегодный престольный праздник уносил из кармана крестьян от 10 до 15 рублей. Помощь отставшему в посевных работах общиннику обычно заканчивалась пирушкой. На крестьянскую свадьбу уходило примерно 80—100 рублей.[3]

            Ветлужане любили одаривать нищих милостыней. Монахам приносили подаяния прямо в кельи. Но высокое религиозное чувство ветлужских крестьян всегда существовало рядом с грубыми суевериями. Были популярны в народе знахари, ворожейки. Если рядом с деревней появлялись заразные болезни, то ночью девушки опахивали сохой вокруг своей деревни. От «порчи» во время свадьбы жениху и невесте клали в карманы по луковице с воткнутой в неё булавкой. Если покупали скотину, то брали с собой горсть навоза из прежнего хлева. Таких примеров масса. В целом же, характеризуя образ жизни ветлужан, нужно отметить, что главное свойство, характерное для всех русских крестьян, проявлялось и здесь. Это большое трудолюбие народа. Вся жизнь крестьянина состояла из бесконечного ряда сельскохозяйственных работ, им выполняемых.

             Ветлужский уезд XIX века—это не просто множество деревень, разбросанных среди лесов и полей. Это ещё и возникший в конце XVIII столетия новый город—Ветлуга, постоянно, пусть и медленно, развивавшийся. Архивные данные Государственного архива Костромской области говорят, что в 1847 г. в городе не было ни одного каменного дома (казённого), деревянных казённых—2, частных домов каменных—3, деревянных—520, торговых лавок—22, церквей—2. Заводов не было.  Количество населения можно приблизительно оценить в 3 тысячи, если считать, что в каждом доме в среднем жило по 5 человек.[4] Город был отстроен заново, по новому плану, и приобрёл современные черты после 1890 года, когда в Ветлуге разбушевался сильный пожар. Теперь одни улицы шли перпендикулярно к берегу реки, другие пересекали их под прямым углом. Большинство каменных зданий в центре города относятся к концу XIX—началу XX века.

             Вот что пишет об  улицах города Д.А.Марков—учёный-краевед. «Продольные улицы от реки Ветлуги: набережная (ныне улица Бахирева), Троицкая (ныне Алёшкова), Центральная (ныне Штурмина), Соборная (ныне С.Куликова), Воскресенская (Свердлова), Казанская (Уколова); перпендикулярно им от реки Красницы—Красницкая, Петропавловская (пер. Володарского), Кладбищенский пер. (Комсомольская ул.), Ветлужская улица, Кологривская (Урицкого), Костромская (Ленина), Поперечная (Пионерская), Воронцовская (Советская). Площади города: Троицкая (около Троицкой церкви), это угол совр. Улицы Ленина и Алёшкова, Центральная (ныне им. 1-го мая 1920 г.), Дровяная (Братская), Конная (Автостанция), Казанская. По левому берегу реки Красницы живописно были расположены дачи: М.И.Бердникова (лесотехникум), М.И.Чиркина (кожевенный завод), Латухиной (чугунноплавильный завод), Овчинникова, Шевякова, Мотовилова. К югу от города по Ветлуге—усадьбы Разумовых и Верховских, к северо-востоку от города по реке Ветлуге—усадьба «Беляевка», принадлежавшая лесопромышленнику Стюсси (так называемые «швейцарские виллы»). Озёра—Лопатное, Керово, Кабаново, Боковое, Кумышево, Чёрное, Трёхконечное.[5] 

               Сведений об историческом прошлом сохранилось немного. Два пожара (1840 и 1890 г.г.) уничтожили архивные документы. Сохранились в основном источники, относящиеся к эпохе царствования императоров Александра III и Николая II. Архив воинского присутствия уничтожен во время белогвардейского мятежа 1918 года. К 30-м годам относятся следующие воспоминания А.Ф.Писемского (его отец был городничим в г. Ветлуге):

              «Сначала детство моё до десяти лет я провёл в маленьком уездном городке Ветлуге, куда отец мой определён был от комитета о раненых городничим. Помню я и дом (впоследствии, в 1840 г., он сгорел), помню пол, очень не гладкий, высокую белую церковь, а в ней рыжего протопопа Копосова. Помню кадку из-под стрехи, в которой нянька меня купала. А больше всего помню ясные, светлые дни и большую реку, нянька никогда близко не подпускала».[6]

             Особенных исторических событий не было в Ветлуге. Что же касается характера ветлужан, то в приведённом  в статье «Предания и реальность» документе читаем: «Русские люди не умеют средним путём ходити, а всё ходят по пропастям, да по окраинам». Ветлужане всегда отличались свободой духа, от того самого Василия Буслаева».[7]

         Среди знаменитых ветлужан отметим следующие имена:

           Владимир Фёдорович Лугинин, основатель первого в России Ссудно-сберегательного товарищества в с. Рождественском. Имя этого человека было известно всему миру. Друг Л.Н.Толстого, Герцена, Тургенева, Чернышевского, замечательный химик, он свободно владел четырьмя иностранными языками. Много видавший и знавший, он был типичным либеральным европейцем.

           Платон Васильевич Павлов, профессор—историк, общественный деятель, высланный в Ветлугу из Петербурга в 1862 г.

           Алексей Иванович Яблочков, земский начальник, проявлял заботу об исправлении дорог, искоренении пьянства, улучшении образования.

           Владимир Галактионович  Короленко, выдающийся русский писатель, оставивший прекрасные строки о реке Ветлуге в своём рассказе «Река играет».

           Кроме того, в г. Ветлуге 20 апреля 1856 года родился великий русский философ и писатель Василий Васильевич Розанов (1856—1919), провёл свои детские годы драматург В.С.Розов.[8]

           Ветлужский краевед Л.В.Рыжов считает, что через Ветлугу в своё время проезжали Наталья Пушкина—Ланская к мужу, графу Ланскому, М.Е.Салтыков—Щедрин, ехавший в Вятку на губернаторство. А один из друзей Пушкина, Е.А.Философов, имел «в селе Дмитровском…дворовых людей 17 человек…».[9]

           Ветлужане—врачи пользовались авторитетом не только у местного населения, но и в стране и даже за границей. В их числе: А.П.Лаговский (врач по всем болезням), П.Н.Коломаров (по глазным болезням), П.Ф.Гусев (хирург) и другие.

          Городская больница поступила в распоряжение земства в 1866 году, а новое каменное здание, сохранившееся до сих пор, построено в 1901 году. Тогда же построили Народный дом (1900 г.), где давали спектакли, устраивали лекции (ныне в здании расположен кинотеатр «Волна»).

          В отношении торговли Ветлуга занимала одно из первых мест в уезде. Насчитывалось до революции более 150 разных торговых заведений, 14 мясных лавок, одна колбасная, 10 пивных лавок, 6 чайных, трактир, 49 хлебо-бакалейных, 2 аптекарских магазина и 4 кожевенных, один по торговле швейными машинами и т.д.[10]  Из учреждений образования работали мужская и женская гимназии, высшее начальное училище, 3 начальных приходских. Имелась публичная библиотека.

            В религиозном отношении Ветлуга как столица уезда являлась и центром Православия. Воскресенский собор (ныне там находится хлебозавод; восстановлена часовня храма, планируется восстановить весь храм, но процесс идёт медленно из-за нехватки денежных средств) построили на пожертвования прихожан в 1859 г. Собор имел 3 предела. Средний—Воскресенский, правый—в честь Благовещения, левый—Фрола и Лавра. Вот описание одной из свидетельниц былого величия храма:

           «В памяти остался внутренний вид собора. В пасху он утопал в цветах, красота неописуемая. Красивые подсвечники, пол из чугунных квадратных плит с изображением на них своеобразных рисунков и орнаментов, мраморные, художественно расписанные стены, колонны, потолок. Отопление было под полом, через решётку в полу происходил тепловой обмен. Амвон состоял из 6 ступенек, так что каждый входящий в собор мог видеть совершение службы и служителей. Уходить их собора не хотелось».[11]

            Кроме того, существовала в городе Троицкая церковь, основание которой в сильно перестроенном виде, без глав куполов, сохранилось до сих пор (в советское время там находилась площадка № 2 филиала ПО «Завод имени В.И.Ульянова»). С тех времён долгое время  действовал в городе лишь один храм—кладбищенская церковь, построенная казанским купцом в честь больной дочери Екатерины и названная Екатерининской.

            Как уже отмечалось выше, основные здания города, сохранившиеся до сих пор, были построены после пожара 22 июля (н.ст.) 1890 г., уничтожившего более 1000 зданий. Тогда же Ветлужская городская дума составила так называемое «Обязательное постановление для местных жителей г. Ветлуги», напечатанные в 1905 г. в Ветлужской типографии владельца А.Ханыкина. Они включали различные разделы, связанные, в частности, с противопожарной безопасностью (в целом, вообще  с решением бытовых проблем города).[12] И хотя пожары происходили по-прежнему довольно часто, всё же их количество, благодаря введённым строгим мерам, пошло на убыль.

           Уцелели с той поры и главные каменные здания города, типичные дома архитектуры прошлого века: каменные торговые ряды на современной улице Алёшкова, кстати, миниатюрная копия костромских. Здания с карнизами, воротами, арками, окрашенные в белый цвет—здание Городской управы, в прошлом увенчанное каланчой, подобной знаменитой костромской, пожарная часть, присутственные места, ряд каменных домов, в которых теперь располагаются медучилище, сбербанк, магазины, административные учреждения.

            Интересным представляется вопрос о капиталистическом развитии Ветлужского края, которое особенно активно шло в конце XIX-начале ХХ века. По сути дела, между промышленниками в то время шла борьба за лес. Представительница дворянства, генерал-майорша Смецкая, выходец из Швейцарии Стюсси, породнившийся с ветлужскими помещиками Разумовыми, представитель молодой буржуазии Бердников, основавший в Ветлужском уезде картонную фабрику (на территории совр. рабочего посёлка им. М.И.Калинина)—вот основные лесопромышленники, местные капиталисты конца девятнадцатого века.     

            Активное лесоистребление для получения лесных материалов: тёса, мебельных заготовок, крышной драни, картона и последующей их продажи—вот одна из характерных черт развития капитализма в Ветлужском уезде на рубеже веков.

            Конкурентная борьба между Бердниковым и Смецкими продолжалась до 1917 года.[13] Работавшие в центрах обработки леса ветлужские безземельные и малоземельные крестьяне стали родоначальниками промышленного пролетариата Поветлужья.

           Но не одним только лесом славился Ветлужский край. Река Ветлуга, один из крупнейших притоков Волги, долгое время оставалась важнейшей транспортной артерией Заволжья. Величественная природа поймы реки Ветлуги на  протяжении всего XIX столетия привлекала сюда русских помещиков. Они обосновывались здесь, строили усадьбы, разбивали прекрасные парки. В настоящее время на территории Ветлужского района зарегистрировано пять старинных парков: «Беляевка», упомянутая выше, «Санаторий», Волыновский (Перлов), Белышевский, Стрелицкий. В трёх километрах к юго-западу от  города Ветлуги, между деревнями Маевка и Морозиха, возник один из них. Теперь на его территории располагается санаторий. Отчётливым тёмно-зелёным силуэтом этот парк выделяется на горизонте среди полей. Ландшафтные композиции парка—прямые просеки, разрезающие лесной массив и открывающие реку Ветлугу, заречные дали, берёзовые рощи, елово-сосновые группы, аллеи из липы и лиственницы, главная аллея из лиственниц, полуциркульные аллеи из лиственницы на береговой части парка. Не останавливаясь подробно на особенностях каждого из выше перечисленных парков, скажу лишь, что эти зелёные массивы создают особую выразительность местного ландшафта. Они же являлись неотъемлемой частью жизни и быта помещиков, людей XIX столетия.[14] 

            Подводя некоторые итоги, можно сделать вывод, что перед революцией 1905 года город Ветлуга являлся крупнейшим административно-хозяйственным и культурным центром юго-восточной части Костромской губернии, Поветлужья. Относительно развитой была лесная, местная промышленность, уже тогда сложился неповторимый облик Ветлуги, с её деревянными и каменными зданиями, зелёными насаждениями, с Православными церквами, с великой рекой, на крутых берегах которой и расположился этот удивительный город.

                             

--------------------------------------------------------------------------------

[1]  Русский писатель А.Ф.Писемский, не понаслышке знакомый с Ветлужским краем, в своём романе «Люди сороковых годов» фактически описал быт и нравы жителей Поветлужья того времени. – Писемский А.Ф. Полное собрание сочинений. Т. 5. СПб., 1911.

[2]  Рыжов Л.В. Класс, революцией призванный. //Л.З.№ 133. 5.11.1987 г.

[3]  Руновский А. Ветлужане. //Л.З. № 77. 27.06. 1987 г.

[4]  Предания и  реальность…

[5] Молодцова  К. Предания и реальность. //Л.З. № 72. 17.06. 1989 г.

[6] Там же.

[7] Там же.

[8]  См.: Гулыга А.В. Русская идея и её творцы. М., 1995. С. 139; Города России. Энциклопедия. М., 1994. С. 70.

[9]  Разуваев П. Уголок России. Ветлуга…

[10]  Там же.

[11]  Бурмистрова В. О храмах города Ветлуги. //Л.З. № 75. 23.06. 1990 г.

[12]  См.: Л.З. № 100. 22.08. 1989 г.

[13]  Рыжов Л.В. Ветлуга в предреволюционные годы. //Л.З. № 117. 29.09. 1987 г.

[14] Денисов Ю. Старинные парки. // Л.З. № 67. 5. 06. 1990 г.

13

Ветлуга

14

Ветлуга

Название происходит из марийского языка: Вутла (луговой диалект) или Вытла (горный диалект) - 'многоводная', русифицированное путем переосмысления от русского слова ветла (дерево рода ивы) и оформленное по типу распространенных на Севере речных названий на -га (Свияга, Кокшага и т. п.).

15

Происхождение названия "Ветлуга"

Специально для Людмилы искала топонимику Ветлуги, легенду о происхождении названия. Как оказалось существует не один вариант ее.

  Ветлужская земля имеет богатое историческое прошлое.
Любопытно происхождение самого слова"Ветлуга", так первоначально называлась знаменитая своими рыбными запасами река. В этимологическом плане слово явно не прозрачное и чётких ассоциаций не вызывает,но зато есть красивые древние предания, которые объясняют происхождение этого имени.

  По народной легенде, на месте нынешнего города Ветлуги ещё во времена монгольского владычества было расположено русско-татарское поселение. Здесь жила дочь обедневшего князя Луга, которая славилась своей удивительной  красотой. Она была влюблена в русского пастуха. Но однажды местный татарский мурза потребовал, чтобы Луга стала его женой. Прямо отказать девушка не могла, иначе от рук всесильного мурзы пострадали бы её соплеменники. Но замуж за нелюбимого человека она идти не хотела. И вот настал день свадьбы. По татарскому обычаю она включала в себя скачки на конях и катание на лодках.
  На праздник попал и возлюбленный Луги, который оказался хорошим музыкантом. Развязка наступила после скачек во время свадебного катания по реке. Луга была на одной лодке с пастухом и, когда проплывали глубокое место реки, влюбленные по условному знаку неожиданно для всех поднялись, обнялись и  бросились в воду под ветлой, которая склонила свои ветви над водой.

  Согласно другой легенде, в окрестностях реки жили юноша и девушка, Вет и Луга. Отец Луги был против их брака. Вет уплыл на корабле за золотом, а Луга каждый вечер приходила на берег реки. Во время шторма Вет погиб. Луга, узнав об этом, тоже бросилась в реку. В честь них река была названа Ветлугой.

   По другой версии, название реки происходит от марийских слов "ветели" (чайка) и "йуга" (река),  а общий перевод - "река чаек". В период первых марийских поселенцев (IV век н.э.), вероятно, здесь было много чаек.

   И всё-таки название реки, по всей видимости, произошло от растущих на её берегах ивовых зарослей ( ветла - разновидность ивы).

16

ЖЕМЧУЖИНА РУССКОЙ РАВНИНЫ

Ветлуга - одна из наиболее красивых рек Русской равнины - большой правый приток Волги. Она образуется от слияния двух речек-ручьёв - Быстрой и Вороной, находящихся в пределах Кировской области. В систему Ветлуги на территории Нижегородской области входят 103 реки и речки. Почти на всем протяжении вдоль высокого и крутого правого берега тянутся преимущественно хвойные леса. По более низкому и пологому левому берегу они нередко уступают место лугам, зарослям кусарника, среди которых немало заводей и стариц. Почти повсюду хорошие песчаные пляжи. Ширина реки 50-60 метров.

Ветлуга вместе с притоками, длиною больше 10 километров, имеет протяженность 7903 километра. Бассейн – 40100 километров.

Исток Ветлуги находится в пределах Rировской области в 12 километрах от станции Свеча железной дороги Ленинград-Свердловск. По территории Кировской области протекает на протяжении 163 км. Затем она протекает по Костромской области – 298 км, в пределах Горьковской области 323 км и 100 км нижнего течения Ветлуги проходит по территории марийской АССР и на её территории впадает в реку Волгу. Общая длина Ветлуги-884 километра.

Ветлуга питается дождевыми и снеговыми водами из болот, лесов и лежащих среди них озёр, с полей и лугов, являясь типичной лесной рекой.

Весной вскрывшись от льда между 7.04 и 29.04, быстро начинает прибывать. Наивысший подъем, зафиксированный Краснобаковской гидрометстанцией, составляет 646 см (9 мая 1947 года). Весенний подъем достигает максимума между 23.05 и 28.05 река становится быстрой (в проносах до 1 метра в секунду), затопляя широкую речную долину.

Красив и величествен вид Ветлуги в это время. Немало замечательных местечек можно найти на её затопленной пойме. Всеобщей любовью у жителей Красных Баков пользуется речка Чернавка. Тот, кто хоть раз побывал на неё в половодье, сохранит самое светлое воспоминание на долгие годы и при первой же возможности постарается вновь там побывать.

Исключительно красивы в половодье: плёсо под Бояркой Ветлужского района, под с. Богородским Варнавинского района, под с. Дмитриевским  Краснобаковского района, подд. Щербачихой Воскресенского района и много, много ещё можно назвать красивых мест на плёсе Ветлуги.

Максимальная прибыль воды в реке за сутки была отмечена в 1936 г.-103 см., а максимальный расход воды 6-9 мая 1952 года составил 3000 м. куб./сек. Наименьший летний сток,, имевший место 17.05 1938 года, составил 21 куб.метр в секунду. Вот это и есть цифровое подтверждение короленковского литературного определения характера Ветлуги – «река играет». Короленко, как большой художник слова, запечатлен в веках народную мудрость, зоркую наблюдательность старожилов- ветлужан, сумевших без всяких приборов ярко и образно определить характер нашей Ветлуги.

Весенний сток воды в Ветлуге равен 60-70% общегодового стока. Все это определяет бурный характер весенних паводков на Ветлуге. Но вот прошёл месяц, и не осталось следа от её многоводья. Теперь Ветлуга красива другой, не менее привлекательной особенностью: её воды тихи и чисты, образовались огромные песчаные отмели с песками идеальной чистоты, манящими в летний зной поваляться на них и принять солнечную ванну, а потом насладиться прохладой чистых вод Ветлуги. Бурный характер паводков приводит к большому переносу взвешенного материала. Перенос материала рекой достигает 455 кг.в секунду. Это при сравнительно малом падении – 16 метров на расстоянии 230 километров от устья Б.Какши до устья р. Усты. Средне годовой же перенос взвешенного материала составляет всего 5,25 кг/сек, а зимой только 0,16 кг/сек.

Средняя длительность навигации 184 дня. По материалам, собранным лоцманами Ветлуги за 100 лет, самый ранний ледостав на Ветлуге 22.10, самый поздний 2.12./Книга «Плотовой сплав» 1934г./

Средняя толщина льда – 44см., а наибольшая – 65 см.

Продолжительность весеннего половодья в верховьях – 35 суток, у города Ветлуги – 50 суток, у Воскресенска – 60 суток.

Ветлуга имеет много притоков с правого и левого берега. Слева впадают крупные притоки: Большая Какша, Малая Какша, Уста, а справа – Вохма, Вол, Лапшанга Варнавинского района, Лапшанга Краснобаковского района, Люнда.

В окрестностях города Ветлуга находится соленый ключ, лечебные свойства которого известны далеко за пределами района. Вода в ключе очень солёная и концентрированная, лечит щитовидную железу, ангины, суставные и кожные заболевания.

     

На Ветлуге немало красивейших мест. Река, не похожая ни на одну другую, строптивая и кормящая, описана П.И.Мельниковым,  А.Ф.Писемским.  В.Г.Короленко в рассказе "Река  играет" называет её милой, шаловливой, взыгравшейся.
  Река Ветлуга богата рыбой, здесь ловят лещей, язей сомов и щуку. В реке так же водится стерлядь, что ещё раз говорит о чистоте речной воды.
По своей гидрографической характеристике, растительному и животному миру, да и просто восприятию человеком Ветлуга типично русская река. Тот, кто хоть раз побывал на ней, навсегда запомнит её неброскую спокойную красоту: утренние туманы над водой, сказочную торжественность  ветлужских лесов, небо, отражающееся в водной глади, деревеньки и города на речных берегах.

17

Вся история людей северной и средней полосы Европейской части нашей родины теснейшим образом связана с историей использования реки. Так было и на нашей Ветлуге.

Все древнейшие поселения человека на Ветлуге, изученные учеными, расположены преимущественно на её высоком правом берегу. По материалам Б.С. Жукова, древнейшим памятником жизни человека в Ветлужском крае является «Паново Городище», расположенное близ с. Рождественского Ветлужского района. Оно имеет возраст свыше 4 –х тысяч лет.
Памятники ранней железной эпохи встречаются в Ветлужском районе- Одоевское Городище, в Варнавинском районе – Богородское городище, в Воскресенском районе – Русенихинское Городище.

О.Н. Бадер относит их к памятникам ананьинской культуры, «которая имеет свой центр близ Вятки и Камы. Возраст их определяется 2,5 тыс.лет. Археологические данные, материалы раскопок говорят о том, что Ветлужский край и в первом тысячелетии н.э. был заселен древними финно-угорскими племенами, а именно марийцами, пришедшими с Волги, и уграми, пришедшими с Западной Сибири через бассейн Камы. К ним относятся: «Чертово Городище» у д. Фёдоровское Ветлужского района, верхний слой Богородского Городища Варнавинского района.

К 8-10 векам н.э. относятся: Веселовский, Чухломский могильники в Ветлужском районе - их обитателями были древние марийцы, предки современного марийского народа. Начало их расселения по Ветлуге следует относить к 4 веку н.э. Они дали название реке Ветлуге «Река чаек» и большинству её притоков. Всё это ясно говорит о том, что в это время в бассейне Ветлуги господствующее положение занимали марийцы. Но заходили в её бассейн другие народы: мордва, чуваши, меряне и угры. Угры пришли из Западной Сибири, изменив окончания марийских названий некоторых рек. Например, в марийском языке нет окончания уга, ага, а у угров есть, обозначающие «вода».

13 век надо считать временем проникновения русских /новгородцев/ в северную часть бассейна Ветлуги, а 14-15 века временем освоения  значительной части её верховьев. В это время ветлужские владения прочно принадлежали новгородской знати и передавались уже по наследству родственникам /Дарственная грамота новгородской княгини Марфы Посадницы/. К числу первых русских поселений на Ветлуге относятся: Булаксы – теперь Одоевское, Шанга – теперь Николо – Шанга, Якшан – теперь село Кажирово. В 1423 году новгородцы перевезли с устья Северной Двины Карельский Николаевский монастырь и поставили его на месте Якшан, впоследствии село Кажирово.

В 1464 году, по приказу высшего церковного начальства, пришел на Ветлугу священник из Великого Устюга – Варнава, для проповеди православия среди языческого марийского населения.

С 1478 года Новгородская боярская республика прекратило свое существование. В 1489 году московский воевода захватил Вятские земли, а к концу 15 века весь север европейской части вошёл в состав Московского государства. Граница с Казанским  татарским ханством в это время проходила по правому берегу реки Ветлуги.

После Казанского похода Ивана Грозного /1552 г./ начинается массовое заселение русскими правобережья реки Ветлуги.

К 17 веку относится возникновение важного торгового пути со средней Волги, через Ветлугу, её приток Вохму и Северную Двину к Архангельскому порту. Он не прекращался и в зимнее время: большие обозы «устюжан» с грузами из Архангельска, Великого Устюга шли в Нижний Новгород и на Уренские ярмарки, проходившие в декабре-январе. На севере же, для вывоза за границу, шли по этому водному и сухопутному пути: пушнина, хлеб, в котором в это время остро нуждалась Западная Европа, а также в больших количествах вывозился поташ, мочало, деревянная посуда. Об этих широких связях бассейна Ветлуги с Северной Двиной говорит наличие на Ветлуге 10 населенных пунктов, носящих название «Никольск» - это дань тем связям, которые были с г. Никольском на реке Юге – крупнейшем транзитном центре всех перевозов к Архангельскому порту и из него.

18 век – время самого массового прихода русского населения на Ветлугу. В это время создалась та география селения, которую мы видим, за небольшими изменениями, и сейчас. Дикие ветлужские леса с лиственными лесами – ценнейшим строительным материалом для кораблестроения, привлекли внимание царя Петра Первого, задумавшего строить флот российский.

После стрелецкого бунта 1698 года на Ветлуге и Усте были поселены семьи стрельцов и провинившихся корабельных мастеров, которые и положили начало строительству крупных деревянных судов на реке Ветлуге, в том числе и красавицу Беляну – гордость и славу Ветлуги до советского времени. И сегодня, специалисты судостроения, поражаются талантам ветлужан, строивших суда водоизмещением до 10 тыс. куб.м. Начинается массовая вырубка ветлужских лесов и сплав на Волгу. Сплав леса и продукции кустарных промыслов нарастал очень быстро. К концу 19 века он достиг своего максимума. Промышленное развитие юга страны требовало большого количества лесных материалов. В 1894 году по Ветлуге было доставлено на Козьмодемьянскую лесную ярмарку 500 тыс. бревен, 60 белян, 10 барок, общей стоимостью на 12 миллионов рублей /когда корова стоила 12-15 рублей/.

Кроме того, по Ветлуге в это время сплавлялось до 1 миллиона штук мочальных рогож, до 200тыс. пудов дегтя, 120тыс. пудов смолы, до 1000 кулей древесного угля. Кустарная продукция этого времени достигла стоимости 1 миллиона рублей. Вот какие колоссальные ценности производились на Ветлуге и сплавлялись по реке!

А какие условия труда в это время были у ветлужан и что оставалось лесным рабочим из этих богатств?

«Как лесорубы, таки и дроворубы получают по 17 копеек за летний день и около 33 коп. в день с лошадью. Такая ничтожная плата – недостаточное вознаграждение за труд, если вспомнить, что промысел этот выполнялся при самой антигигиенической обстановке»./Ленин. Т. 3, стр. 463/. Таково было возмущение В.И.Ленина, изучавшего труд наших рабочих в царское время и запечатлевший свои суждения в работе «Развитие капитализма в России». А прекрасный русский писатель В.Г. Короленко в произведении «Река играет» приводит и заработок сплавщиков леса: за каторжный труд по 18 часов в день, вечно в мокрой одежде, за сплав плота от села Баков до Волги платили по 3 рубля, на который затрачивалось до 14 -15 дней, не считая времени на обратный путь с Волги. Вот, что получали ветлужские лесорубы и сплавщики. Все богатства, создаваемые их каторжным трудом, шли в карманы ветлужских лесных магнатов: Верховских, Смецких, Трубецких, живших за границей и прожигавших там эти богатства.

Сегодня, стоя на берегу Ветлуги, любуясь могучей техникой сплава, мощными красавцами пароходами, катерами, восторгаясь разумом человека; обуздавшим стихийные силы реки, подчинив их своей воле и своим целям, ещё сильнее воскрешает память тяжелое прошлое Ветлужского края, ужасный труд ветлужских сплавщиков. Их могилы по берегам Ветлуги – немые свидетели мрачного прошлого. Тяжесть труда усугублялась не только полным отсутствием какой-либо техники, но и бездушным, издевательским отношением к лесорубу и сплавщику со стороны лесопромышленников – прошлых жадных и наглых хозяев края.

18

Валентина Катютина

Малая Родина. Речка Ветлуга.

Песенный край белоногих берез.

Здесь по делам знают люди друг друга,

Помнят надолго и любят всерьёз.

Небо вечернее зори румянят,

Выйдет к реке на прогулку луна,

Хочется верить, что все-таки станет

Жить по-другому моя сторона.

Канут в забвение серые будни,

Время не терпит безликих идей.

Хочется верить, что все-таки будет

Лучшая доля у наших людей.


Хорош наш край в любое время года,

Здесь каждый ищет с ним желанных встреч.

Волнует сердце тихая природа,

Которую мы все должны беречь.

Вновь птичий гомон разбудил округу,

И свежий ветер голову кружит.

Волной искристой славится Ветлуга

И весело за ветром вдаль бежит.

Здесь шепчутся березки на рассвете

И сосны подпирают небеса.

Люблю за красоту просторы эти

И вдоль дорог шумящие леса.


Алексей Рябинин

Весенняя Ветлуга

Звенят половодьем ветлужские весны,

И майские грозы гремят,

Как парус под ветром, высокие сосны

Над синей волною щумят.

Я каждое лето к Ветлуге с приветом,

Я вырос у этой реки.

На трудных дорогах мне ласково светят

Рыбацких костров огоньки.

И где бы дороги меня ни метали,

У самых далеких границ

Я помнил о скромных кустах краснотала,

О вспышках июньских зарниц.

Есть реки большие, есть Черное море,

Где небо теплей и синей,

Но самые ясные тихие зори

Над милой Ветлугой моей.

19

Ольга написал(а):

В 1922 году Ветлуга стала центром района в Горьковской области РСФСР

Известны значки с советским проектом герба Ветлуги.

Ольга, здравствуйте! Вы имели в виду такие значки или какие-либо другие?
http://mat5073.narod2.ru/Vetluga_210_let_PV_PV.jpg
Я коллекционирую значки про Ветлугу и район.