Ветлуга в XIX—начале ХХ века (до 1905 г.).
Основой жизни Русского государства, основой Русской цивилизации вплоть до рубежа XIX—XX веков оставалось село. Как же жили ветлужские крестьяне в XIX веке?
Лесная река Ветлуга кормила местных жителей и создавала своеобразный здешний быт.[1] Ведущим занятием ветлужан являлись лесные промыслы. Зимой рубили лес, вывозили его к пристаням. Драли мочало и лыко. Снимали бересту для дегтярных заводов. В весенний разлив начиналась самая горячая пора: погрузка и сгонка леса на барках и плотах. По Ветлуге и её притокам—Усте, Люнде, Юранге шёл лес из Нижегородской, Костромской, Вятской губерний. Плыли барки и беляны, нагруженные тёсом и бочками со смолой и дёгтем.
Лесные промыслы мешали зачастую развитию земледелия. Так пахота у многих ветлужан ложилась на плечи стариков и женщин, а сроки её отодвигались ближе к лету. Сельскохозяйственная техника крестьян оставалась примитивной—орудия труда изготовлял сам хозяин, а сковывал их деревенский кузнец. Почти каждая ветлужская деревня славилась своим ремеслом. Перепелиха, Варганиха---горшечным, Козлиха возле Белышева—колесным, Бурдуково—крашеньем пряжи и полотна, село Белышево растило огурцы. С середины XIX века траву стали косить косой: до этого жали серпом. Кроме сена, скот кормили и другими кормами. Так ещё в XVIII веке в летописи Богоявленской церкви было записано, что «в деревне…Лобаниха свиней кормили грибами, солёными и сушёными, заготовляемыми впрок летом».[2]
Для любого историка, изучающего русскую цивилизацию, особо интересно познакомиться с бытом крестьян, их образом жизни, заняться исследованием всех сторон существования Русского народа. Мы особо отмечаем важность этого момента. Ведь быт, жизнь общества определяет национальный характер народа, его менталитет. И мы в нашей работе вкратце коснёмся этого вопроса.
Ветлужане любили сытно и вкусно поесть. Особой популярностью пользовались пироги, в частности, с рыбой. Любил, разумеется, мужик и выпить. Всякая, даже пустяковая, сделка сопровождалась магарычем. Ежегодный престольный праздник уносил из кармана крестьян от 10 до 15 рублей. Помощь отставшему в посевных работах общиннику обычно заканчивалась пирушкой. На крестьянскую свадьбу уходило примерно 80—100 рублей.[3]
Ветлужане любили одаривать нищих милостыней. Монахам приносили подаяния прямо в кельи. Но высокое религиозное чувство ветлужских крестьян всегда существовало рядом с грубыми суевериями. Были популярны в народе знахари, ворожейки. Если рядом с деревней появлялись заразные болезни, то ночью девушки опахивали сохой вокруг своей деревни. От «порчи» во время свадьбы жениху и невесте клали в карманы по луковице с воткнутой в неё булавкой. Если покупали скотину, то брали с собой горсть навоза из прежнего хлева. Таких примеров масса. В целом же, характеризуя образ жизни ветлужан, нужно отметить, что главное свойство, характерное для всех русских крестьян, проявлялось и здесь. Это большое трудолюбие народа. Вся жизнь крестьянина состояла из бесконечного ряда сельскохозяйственных работ, им выполняемых.
Ветлужский уезд XIX века—это не просто множество деревень, разбросанных среди лесов и полей. Это ещё и возникший в конце XVIII столетия новый город—Ветлуга, постоянно, пусть и медленно, развивавшийся. Архивные данные Государственного архива Костромской области говорят, что в 1847 г. в городе не было ни одного каменного дома (казённого), деревянных казённых—2, частных домов каменных—3, деревянных—520, торговых лавок—22, церквей—2. Заводов не было. Количество населения можно приблизительно оценить в 3 тысячи, если считать, что в каждом доме в среднем жило по 5 человек.[4] Город был отстроен заново, по новому плану, и приобрёл современные черты после 1890 года, когда в Ветлуге разбушевался сильный пожар. Теперь одни улицы шли перпендикулярно к берегу реки, другие пересекали их под прямым углом. Большинство каменных зданий в центре города относятся к концу XIX—началу XX века.
Вот что пишет об улицах города Д.А.Марков—учёный-краевед. «Продольные улицы от реки Ветлуги: набережная (ныне улица Бахирева), Троицкая (ныне Алёшкова), Центральная (ныне Штурмина), Соборная (ныне С.Куликова), Воскресенская (Свердлова), Казанская (Уколова); перпендикулярно им от реки Красницы—Красницкая, Петропавловская (пер. Володарского), Кладбищенский пер. (Комсомольская ул.), Ветлужская улица, Кологривская (Урицкого), Костромская (Ленина), Поперечная (Пионерская), Воронцовская (Советская). Площади города: Троицкая (около Троицкой церкви), это угол совр. Улицы Ленина и Алёшкова, Центральная (ныне им. 1-го мая 1920 г.), Дровяная (Братская), Конная (Автостанция), Казанская. По левому берегу реки Красницы живописно были расположены дачи: М.И.Бердникова (лесотехникум), М.И.Чиркина (кожевенный завод), Латухиной (чугунноплавильный завод), Овчинникова, Шевякова, Мотовилова. К югу от города по Ветлуге—усадьбы Разумовых и Верховских, к северо-востоку от города по реке Ветлуге—усадьба «Беляевка», принадлежавшая лесопромышленнику Стюсси (так называемые «швейцарские виллы»). Озёра—Лопатное, Керово, Кабаново, Боковое, Кумышево, Чёрное, Трёхконечное.[5]
Сведений об историческом прошлом сохранилось немного. Два пожара (1840 и 1890 г.г.) уничтожили архивные документы. Сохранились в основном источники, относящиеся к эпохе царствования императоров Александра III и Николая II. Архив воинского присутствия уничтожен во время белогвардейского мятежа 1918 года. К 30-м годам относятся следующие воспоминания А.Ф.Писемского (его отец был городничим в г. Ветлуге):
«Сначала детство моё до десяти лет я провёл в маленьком уездном городке Ветлуге, куда отец мой определён был от комитета о раненых городничим. Помню я и дом (впоследствии, в 1840 г., он сгорел), помню пол, очень не гладкий, высокую белую церковь, а в ней рыжего протопопа Копосова. Помню кадку из-под стрехи, в которой нянька меня купала. А больше всего помню ясные, светлые дни и большую реку, нянька никогда близко не подпускала».[6]
Особенных исторических событий не было в Ветлуге. Что же касается характера ветлужан, то в приведённом в статье «Предания и реальность» документе читаем: «Русские люди не умеют средним путём ходити, а всё ходят по пропастям, да по окраинам». Ветлужане всегда отличались свободой духа, от того самого Василия Буслаева».[7]
Среди знаменитых ветлужан отметим следующие имена:
Владимир Фёдорович Лугинин, основатель первого в России Ссудно-сберегательного товарищества в с. Рождественском. Имя этого человека было известно всему миру. Друг Л.Н.Толстого, Герцена, Тургенева, Чернышевского, замечательный химик, он свободно владел четырьмя иностранными языками. Много видавший и знавший, он был типичным либеральным европейцем.
Платон Васильевич Павлов, профессор—историк, общественный деятель, высланный в Ветлугу из Петербурга в 1862 г.
Алексей Иванович Яблочков, земский начальник, проявлял заботу об исправлении дорог, искоренении пьянства, улучшении образования.
Владимир Галактионович Короленко, выдающийся русский писатель, оставивший прекрасные строки о реке Ветлуге в своём рассказе «Река играет».
Кроме того, в г. Ветлуге 20 апреля 1856 года родился великий русский философ и писатель Василий Васильевич Розанов (1856—1919), провёл свои детские годы драматург В.С.Розов.[8]
Ветлужский краевед Л.В.Рыжов считает, что через Ветлугу в своё время проезжали Наталья Пушкина—Ланская к мужу, графу Ланскому, М.Е.Салтыков—Щедрин, ехавший в Вятку на губернаторство. А один из друзей Пушкина, Е.А.Философов, имел «в селе Дмитровском…дворовых людей 17 человек…».[9]
Ветлужане—врачи пользовались авторитетом не только у местного населения, но и в стране и даже за границей. В их числе: А.П.Лаговский (врач по всем болезням), П.Н.Коломаров (по глазным болезням), П.Ф.Гусев (хирург) и другие.
Городская больница поступила в распоряжение земства в 1866 году, а новое каменное здание, сохранившееся до сих пор, построено в 1901 году. Тогда же построили Народный дом (1900 г.), где давали спектакли, устраивали лекции (ныне в здании расположен кинотеатр «Волна»).
В отношении торговли Ветлуга занимала одно из первых мест в уезде. Насчитывалось до революции более 150 разных торговых заведений, 14 мясных лавок, одна колбасная, 10 пивных лавок, 6 чайных, трактир, 49 хлебо-бакалейных, 2 аптекарских магазина и 4 кожевенных, один по торговле швейными машинами и т.д.[10] Из учреждений образования работали мужская и женская гимназии, высшее начальное училище, 3 начальных приходских. Имелась публичная библиотека.
В религиозном отношении Ветлуга как столица уезда являлась и центром Православия. Воскресенский собор (ныне там находится хлебозавод; восстановлена часовня храма, планируется восстановить весь храм, но процесс идёт медленно из-за нехватки денежных средств) построили на пожертвования прихожан в 1859 г. Собор имел 3 предела. Средний—Воскресенский, правый—в честь Благовещения, левый—Фрола и Лавра. Вот описание одной из свидетельниц былого величия храма:
«В памяти остался внутренний вид собора. В пасху он утопал в цветах, красота неописуемая. Красивые подсвечники, пол из чугунных квадратных плит с изображением на них своеобразных рисунков и орнаментов, мраморные, художественно расписанные стены, колонны, потолок. Отопление было под полом, через решётку в полу происходил тепловой обмен. Амвон состоял из 6 ступенек, так что каждый входящий в собор мог видеть совершение службы и служителей. Уходить их собора не хотелось».[11]
Кроме того, существовала в городе Троицкая церковь, основание которой в сильно перестроенном виде, без глав куполов, сохранилось до сих пор (в советское время там находилась площадка № 2 филиала ПО «Завод имени В.И.Ульянова»). С тех времён долгое время действовал в городе лишь один храм—кладбищенская церковь, построенная казанским купцом в честь больной дочери Екатерины и названная Екатерининской.
Как уже отмечалось выше, основные здания города, сохранившиеся до сих пор, были построены после пожара 22 июля (н.ст.) 1890 г., уничтожившего более 1000 зданий. Тогда же Ветлужская городская дума составила так называемое «Обязательное постановление для местных жителей г. Ветлуги», напечатанные в 1905 г. в Ветлужской типографии владельца А.Ханыкина. Они включали различные разделы, связанные, в частности, с противопожарной безопасностью (в целом, вообще с решением бытовых проблем города).[12] И хотя пожары происходили по-прежнему довольно часто, всё же их количество, благодаря введённым строгим мерам, пошло на убыль.
Уцелели с той поры и главные каменные здания города, типичные дома архитектуры прошлого века: каменные торговые ряды на современной улице Алёшкова, кстати, миниатюрная копия костромских. Здания с карнизами, воротами, арками, окрашенные в белый цвет—здание Городской управы, в прошлом увенчанное каланчой, подобной знаменитой костромской, пожарная часть, присутственные места, ряд каменных домов, в которых теперь располагаются медучилище, сбербанк, магазины, административные учреждения.
Интересным представляется вопрос о капиталистическом развитии Ветлужского края, которое особенно активно шло в конце XIX-начале ХХ века. По сути дела, между промышленниками в то время шла борьба за лес. Представительница дворянства, генерал-майорша Смецкая, выходец из Швейцарии Стюсси, породнившийся с ветлужскими помещиками Разумовыми, представитель молодой буржуазии Бердников, основавший в Ветлужском уезде картонную фабрику (на территории совр. рабочего посёлка им. М.И.Калинина)—вот основные лесопромышленники, местные капиталисты конца девятнадцатого века.
Активное лесоистребление для получения лесных материалов: тёса, мебельных заготовок, крышной драни, картона и последующей их продажи—вот одна из характерных черт развития капитализма в Ветлужском уезде на рубеже веков.
Конкурентная борьба между Бердниковым и Смецкими продолжалась до 1917 года.[13] Работавшие в центрах обработки леса ветлужские безземельные и малоземельные крестьяне стали родоначальниками промышленного пролетариата Поветлужья.
Но не одним только лесом славился Ветлужский край. Река Ветлуга, один из крупнейших притоков Волги, долгое время оставалась важнейшей транспортной артерией Заволжья. Величественная природа поймы реки Ветлуги на протяжении всего XIX столетия привлекала сюда русских помещиков. Они обосновывались здесь, строили усадьбы, разбивали прекрасные парки. В настоящее время на территории Ветлужского района зарегистрировано пять старинных парков: «Беляевка», упомянутая выше, «Санаторий», Волыновский (Перлов), Белышевский, Стрелицкий. В трёх километрах к юго-западу от города Ветлуги, между деревнями Маевка и Морозиха, возник один из них. Теперь на его территории располагается санаторий. Отчётливым тёмно-зелёным силуэтом этот парк выделяется на горизонте среди полей. Ландшафтные композиции парка—прямые просеки, разрезающие лесной массив и открывающие реку Ветлугу, заречные дали, берёзовые рощи, елово-сосновые группы, аллеи из липы и лиственницы, главная аллея из лиственниц, полуциркульные аллеи из лиственницы на береговой части парка. Не останавливаясь подробно на особенностях каждого из выше перечисленных парков, скажу лишь, что эти зелёные массивы создают особую выразительность местного ландшафта. Они же являлись неотъемлемой частью жизни и быта помещиков, людей XIX столетия.[14]
Подводя некоторые итоги, можно сделать вывод, что перед революцией 1905 года город Ветлуга являлся крупнейшим административно-хозяйственным и культурным центром юго-восточной части Костромской губернии, Поветлужья. Относительно развитой была лесная, местная промышленность, уже тогда сложился неповторимый облик Ветлуги, с её деревянными и каменными зданиями, зелёными насаждениями, с Православными церквами, с великой рекой, на крутых берегах которой и расположился этот удивительный город.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Русский писатель А.Ф.Писемский, не понаслышке знакомый с Ветлужским краем, в своём романе «Люди сороковых годов» фактически описал быт и нравы жителей Поветлужья того времени. – Писемский А.Ф. Полное собрание сочинений. Т. 5. СПб., 1911.
[2] Рыжов Л.В. Класс, революцией призванный. //Л.З.№ 133. 5.11.1987 г.
[3] Руновский А. Ветлужане. //Л.З. № 77. 27.06. 1987 г.
[4] Предания и реальность…
[5] Молодцова К. Предания и реальность. //Л.З. № 72. 17.06. 1989 г.
[6] Там же.
[7] Там же.
[8] См.: Гулыга А.В. Русская идея и её творцы. М., 1995. С. 139; Города России. Энциклопедия. М., 1994. С. 70.
[9] Разуваев П. Уголок России. Ветлуга…
[10] Там же.
[11] Бурмистрова В. О храмах города Ветлуги. //Л.З. № 75. 23.06. 1990 г.
[12] См.: Л.З. № 100. 22.08. 1989 г.
[13] Рыжов Л.В. Ветлуга в предреволюционные годы. //Л.З. № 117. 29.09. 1987 г.
[14] Денисов Ю. Старинные парки. // Л.З. № 67. 5. 06. 1990 г.