СОЛОНИЦА - русская деревенька в Нижегородской области!

Объявление

[взломанный сайт] Добро пожаловать на форум, посвящённый нашей малой Родине - деревеньке СОЛОНИЦА ! ... Приходите, общайтесь с земляками, читайте историю родного края ... ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ... [взломанный сайт]

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Ветлужский район

Сообщений 11 страница 13 из 13

11

Источники по изучению     

               истории Ветлужского края.     

 

         Рассматривая историю г. Ветлуги, мы не можем упустить из виду историческую летопись Ветлужского края, Поветлужья в целом. Ведь это единый организм, развивающийся по единым законам и правилам, искусственно разделённый большевиками на Кировскую, Костромскую, Горьковскую и Марийскую части.

         Следует также коснуться и вопроса об источниках по истории Ветлужского края. Исследователь прежде всего неминуемо столкнётся с их явной ограниченностью. Для исследования ранних периодов истории края чуть ли не единственным их видом являются археологические памятники. Сюда же можно добавить и марийцев: легенды, сказания, песни. Хорошими источниками по более поздним периодам истории края являются церковно-приходские книги «села Богоявленского, что на Волу» (это период Московской Руси), детально проработанные местным историком-краеведом Л.В.Рыжовым ,[3] так называемые «Экономические примечания к г. Ветлуге и уезду» (история края XIX века), хранящиеся в РГАДА в Москве, церковно-приходские книги г. Ветлуги этого периода. Из источников по истории города в советский период, несомненно, можно выделить газетные материалы—районную газету «Ленинское знамя», областные газеты «Горьковская коммуна», затем «Горьковская правда», «Нижегородская правда», архивные материалы (документы)., вещественные источники—по всем периодам истории края (многие представлены в местном Краеведческом музее). Несмотря на значительную скудость источников, мы всё же можем сделать себе некоторое представление об истории Поветлужья и г. Ветлуги.

    Поветлужье с древнейших времён до     
   переселения  псковичей и новгородцев   

                           

         Когда впервые появился человек на Ветлужской земле? Вопрос этот, естественно, сложен и остаётся спорным. Мы очень мало знаем о древних стоянках первобытного человека (каменный век). Больше сведений относятся к уже более поздним периодам. Исследован на территории современного Ветлужского района ряд памятников периода бронзы и позднейших эпох. Вот некоторые из  них.

           На территории соседнего Уренского района найден могильник, относящийся к рубежу III-II тысячелетия до Р.Хр. (т. н. Балановская культура, эпоха меди, начало «бронзового века). С VIII-VII веков до Р.Хр. к северу от Волги жили так называемые ананьинские племена  (названы так по могильнику у с. Ананьина на р. Каме). Памятники этой культуры (городища) на р. Ветлуге известны с дореволюционных времён. В 20-х годах ХХ века здесь работала экспедиция Б.С.Жукова, а в 1958 г. экспедиция А.Х.Халикова. Ананьинские племена пришли на Ветлугу с Востока и бытовали здесь до первых веков по Р.Хр., когда они были вытеснены, а частично ассимилированы городецкими племенами. 

           Могильник Черемисское кладбище находится в 3-х километрах к востоку от д. Валово и в 5,5 км к северо-востоку от деревни Минино на берегу р. Ветлуги, в лесу, на дюнистом всхолмлении левого берега р. Луданги, притока р. Ветлуги, на лесной дороге из дер. Валово. Памятник обнаружен в 1908 г. В.Н.Каменским. Раскапывался в 1958 г. марийской археологической экспедицией. Могильник принадлежит древним марийцам и датируется XIII-X в.в. по Р.Хр.

          Чёртово городище с могильником находится на мысу правого высокого берега р.Ветлуги в 500 м к северу от д. Фёдоровское и было обнаружено в 1903 г. Н.М.Бекаревичем, исследовалось в 1908 г. В.И.Каменским, в 1925 г. Е.И.Горюновой и А.Е.Алиховой, в 1957 г. А.Х.Халиковым.

          Шилихинское городище расположено на высоком берегу р.Ветлуги в 300 м к югу от д.Шилихи, на мысу, между двумя оврагами. Открыто разведкой Марийской археологической экспедиции в июне 1957 г. , датируется I тысячелетием по Р.Хр.

          Спасское городище расположено на коротком высоком мысу правого берега р. Ветлуги, близ школы с. Спасского. Памятник открыт антропологической комплексной экспедицией Московского Государственного Университета в 1925 г. Исследовался в 1925 г. , а в 1957 г. –А.Х.Халиковым. Датируется I тысячелетием по Р.Хр.

          Осетровское городище расположено на высоком правом берегу р. Ветлуги, в 400—500 м к северо-востоку от д. Осетрово, на мысу, образованном поймой р. Ветлуги и оврагом. Городище обнаружено в 1957 г. разведочным отрядом Марийской археологической экспедиции. Памятник датируется I тысячелетием по Р.Хр.

         Ефанихинский могильник находится на мысу правого берега р. Ветлуги, у юго-восточной окраины д. Ефаниха. Обнаружен В.И.Каменским, обследовался в 1957 г. А.Х.Халиковым. Могильник принадлежит марийцам, датируется IX-X в.в. по Р.Хр.[4]   

              Итак, как уже упоминалось выше, в первые века по Рождестве Христовом Поветлужье заселяют марийцы. Редкое население сосредоточивалось главным образом вдоль рек, самой большой из которых была Ветлуга. Марийцы заселили территорию современной Марийской республики, Северо-Восток нынешней Нижегородской, восток Костромской, юго-запад Кировской областей.

            На втором этаже Ветлужского Краеведческого музея демонстрируется найденное погребение марийского князя (XII в.), где в изобилии представлены медные гривны, фибулы, кольца и т.д. Марийцы оставили память о себе и в фольклорных традициях (легенду о происхождении названия реки Ветлуги мы уже излагали). Во времена становления Московского государства  (XIV-XV вв.) марийцы находились под властью казанских татар,[5] платили им дань.

            Из славян первыми начали проникать в Поветлужье суздальцы. Этот процесс начинается в XIV веке. Население  нуждалось в земле и, продвигаясь всё дальше, на север и восток, расчищало лесные участки, сеяло хлеб, основывало деревеньки, монастыри. К концу XVI века «русский элемент» осел на территории к северо-западу от р. Ветлуги (т.е. на правом её берегу). За этой рекой на восток начинались поселения инородцев.[6] В это же время на реке Ветлуге возникает Варнавинский  монастырь (его основателем являлся преподобный Варнава Ветлужский, живший в начале XV века), целью которого, помимо всего прочего, было распространение христианства среди черемисских племён. Василий III, а затем и Государь Иван Грозный (в своей жалованной грамоте 1551 г.) пожаловали обители (пустыни) территории от устья р. Вол на правом берегу и от устья р. Арьи на левом берегу вниз по реке Ветлуге.(7)

             В XVI веке земли Поветлужья раздаются царём монастырям и служилым людям. Землями по среднему и нижнему течению реки распоряжалась Москва, а на верхней Ветлуге и Вятке традиционно селились новгородцы. С падением Казанского ханства (1552) процесс заселения Поветлужья ускорился. Вторую волну переселенцев в конце XVI-начале XVII века составили преимущественно псковичи и новгородцы. Предание рассказывает о Матвее Мошке и Тихоне Резаном, которые в самом начале XVII века первыми вступили на Ветлужскую землю. Это произошло после ограбления их псковского села Иванцева отрядом шведского генерала Понтуса Делагарди. Ослеплённый Матвей Мошка и Тихон Резаный, которого шведы пытали, изрезали ему лицо ножами и отрезали уши, нашли в себе мужество организовать переселение в устье р. Вол. Уже до этого много лет существовало на Волу суздальское село Богоявленское; теперь же прибавились к нему новые сёла. Так переселенцы, приехавшие с Мошкой, получив землю между речкой Сежей и деревнями суздальцев Белобородихой и Баранихой, основывают починки Мошкино жило, Жарнава, Вахрамеево жило (впоследствии   Вахрамеиха), Полома, Галкино, Еново жило. Переселенцы, прибывшие с Тихоном Резаным, получили земли у речки Сежи до деревень суздальцев Шилихи и Печурихи и основали починки: Резаново жило, Сежа, Боярка. Суздальцы встретили переселенцев благожелательно. При большом стечении народа церковнослужителями были проведены торжественные молебны на так называемом Красном Яру, где происходила высадка первой и второй партии переселенцев (Мошки и Резаного). Священник в проповедях призывал оказать всевозможную помощь новосёлам. Было решено всем миром построить новую деревянную церковь в с. Богоявленском, способную вмещать увеличившееся население прихода. Переселенцам отдавали земли-пустыри, оставшиеся от деревень, погибших от татарских набегов и земли в промежутках между гнёздами суздальских деревень.(8)

              Основной поток псковичей и новгородцев шёл по дороге  от реки Унжи по волоку близ р. Вол на Ветлугу. Вместе с поселениями возникали и небольшие клетского типа церкви на кладбищах. Впоследствии к псковским переселенцам присоединились и новгородцы. К середине XVII века Богоявленское являлось центром церковного прихода с около 20 деревнями и починками, которые насчитывали 1-5 дворов с населением 5-40 человек.[9] Игумен Варнавинского монастыря Павел отправил  на Псковщину посланцев с призывами к переселению и с обещаниями оказать экономическую помощь с уплатой по срокам и защиту от грабежей. Как правило, эти новые поселенцы основывали новые деревеньки и починки. В статье «Имена Богоявленских деревень» Л.В.Рыжов объясняет названия некоторых из них (источниками служат церковно-приходские книги с. Богоявленского).

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Павел Разуваев. Уголок России. Ветлуга. // «Горьковская правда», 12 июля 1989 г. С. 4.

[2] Горьковская обл. Туристская карта. М., 1988.

[3] «Ленинское знамя», 1990. №№ 28,36,38,47,69,82.

[4] См. : Памятники истории и культуры Горьковской области. Горький, 1981. С. 267-269, 275-276.

[5]  Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1937. Т. 2. С. 113.

[6]  Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI—XVII вв. М., 1995. С. 21.

[7]  Рыжов Л.В. Имена Богоявленских деревень. // «Ленинское знамя» (Л.З.). № 82. 10.07. 1990 г.

[8]  Рыжов Л.В. Подвиг Матвея Мошки. //Л.З. № 69. 9. 06. 1990 г.

[9]  Рыжов Л.В. Подвиг Матвея Мошки…

12

Краткая справка топонимов.

Вол - правый приток Ветлуги в пределах Ветлужского района. Нет единого мнения о происхождении названия этой реки. Предполагается, что это марийское название, обозначающее «колода» или «жолоб». Название дано, вероятно, за характер речной долины - долина узкая и глубокая. Река Вол имела большое значение при заселении этого района русскими. Она создавала прямое и кратчайшее соединение реки Унжи с рекой Ветлугой. Вот по бассейну Вола и расположены старейшие населенные пункты Ветлужского края. Здесь же проходил и знаменитый «шестидесятый волок» - прямая, кратчайшая дорога между Макарьевским-Унжеским монастырем и его владениями на Ветлуге в XVII веке .

Турань
- село и речка на территории Ветлужского района. Старое селение. В списках церквей Ветлужского края за 1723 год это село уже упоминается: «живоначальной троицы на Туране».
   Название речки происходит от марийского слова «туран» - крутой, указывающее на крутое падение русла реки.

13

Земли северных рай­онов области пустеют.
С карты Ветлужского района за неимением населения стираются 15 деревень. Назовем для истории их красивые име­на: Амбариха, Рогово, Денисово, Замятино, Ложечная, Заполица, Осетриха, Ляпоухово, Малая Микриха, Вахрамеиха, Комары, Аладиха, Солодениха, Мариновское, Мишино.