Источники по изучению
истории Ветлужского края.
Рассматривая историю г. Ветлуги, мы не можем упустить из виду историческую летопись Ветлужского края, Поветлужья в целом. Ведь это единый организм, развивающийся по единым законам и правилам, искусственно разделённый большевиками на Кировскую, Костромскую, Горьковскую и Марийскую части.
Следует также коснуться и вопроса об источниках по истории Ветлужского края. Исследователь прежде всего неминуемо столкнётся с их явной ограниченностью. Для исследования ранних периодов истории края чуть ли не единственным их видом являются археологические памятники. Сюда же можно добавить и марийцев: легенды, сказания, песни. Хорошими источниками по более поздним периодам истории края являются церковно-приходские книги «села Богоявленского, что на Волу» (это период Московской Руси), детально проработанные местным историком-краеведом Л.В.Рыжовым ,[3] так называемые «Экономические примечания к г. Ветлуге и уезду» (история края XIX века), хранящиеся в РГАДА в Москве, церковно-приходские книги г. Ветлуги этого периода. Из источников по истории города в советский период, несомненно, можно выделить газетные материалы—районную газету «Ленинское знамя», областные газеты «Горьковская коммуна», затем «Горьковская правда», «Нижегородская правда», архивные материалы (документы)., вещественные источники—по всем периодам истории края (многие представлены в местном Краеведческом музее). Несмотря на значительную скудость источников, мы всё же можем сделать себе некоторое представление об истории Поветлужья и г. Ветлуги.
Поветлужье с древнейших времён до
переселения псковичей и новгородцев
Когда впервые появился человек на Ветлужской земле? Вопрос этот, естественно, сложен и остаётся спорным. Мы очень мало знаем о древних стоянках первобытного человека (каменный век). Больше сведений относятся к уже более поздним периодам. Исследован на территории современного Ветлужского района ряд памятников периода бронзы и позднейших эпох. Вот некоторые из них.
На территории соседнего Уренского района найден могильник, относящийся к рубежу III-II тысячелетия до Р.Хр. (т. н. Балановская культура, эпоха меди, начало «бронзового века). С VIII-VII веков до Р.Хр. к северу от Волги жили так называемые ананьинские племена (названы так по могильнику у с. Ананьина на р. Каме). Памятники этой культуры (городища) на р. Ветлуге известны с дореволюционных времён. В 20-х годах ХХ века здесь работала экспедиция Б.С.Жукова, а в 1958 г. экспедиция А.Х.Халикова. Ананьинские племена пришли на Ветлугу с Востока и бытовали здесь до первых веков по Р.Хр., когда они были вытеснены, а частично ассимилированы городецкими племенами.
Могильник Черемисское кладбище находится в 3-х километрах к востоку от д. Валово и в 5,5 км к северо-востоку от деревни Минино на берегу р. Ветлуги, в лесу, на дюнистом всхолмлении левого берега р. Луданги, притока р. Ветлуги, на лесной дороге из дер. Валово. Памятник обнаружен в 1908 г. В.Н.Каменским. Раскапывался в 1958 г. марийской археологической экспедицией. Могильник принадлежит древним марийцам и датируется XIII-X в.в. по Р.Хр.
Чёртово городище с могильником находится на мысу правого высокого берега р.Ветлуги в 500 м к северу от д. Фёдоровское и было обнаружено в 1903 г. Н.М.Бекаревичем, исследовалось в 1908 г. В.И.Каменским, в 1925 г. Е.И.Горюновой и А.Е.Алиховой, в 1957 г. А.Х.Халиковым.
Шилихинское городище расположено на высоком берегу р.Ветлуги в 300 м к югу от д.Шилихи, на мысу, между двумя оврагами. Открыто разведкой Марийской археологической экспедиции в июне 1957 г. , датируется I тысячелетием по Р.Хр.
Спасское городище расположено на коротком высоком мысу правого берега р. Ветлуги, близ школы с. Спасского. Памятник открыт антропологической комплексной экспедицией Московского Государственного Университета в 1925 г. Исследовался в 1925 г. , а в 1957 г. –А.Х.Халиковым. Датируется I тысячелетием по Р.Хр.
Осетровское городище расположено на высоком правом берегу р. Ветлуги, в 400—500 м к северо-востоку от д. Осетрово, на мысу, образованном поймой р. Ветлуги и оврагом. Городище обнаружено в 1957 г. разведочным отрядом Марийской археологической экспедиции. Памятник датируется I тысячелетием по Р.Хр.
Ефанихинский могильник находится на мысу правого берега р. Ветлуги, у юго-восточной окраины д. Ефаниха. Обнаружен В.И.Каменским, обследовался в 1957 г. А.Х.Халиковым. Могильник принадлежит марийцам, датируется IX-X в.в. по Р.Хр.[4]
Итак, как уже упоминалось выше, в первые века по Рождестве Христовом Поветлужье заселяют марийцы. Редкое население сосредоточивалось главным образом вдоль рек, самой большой из которых была Ветлуга. Марийцы заселили территорию современной Марийской республики, Северо-Восток нынешней Нижегородской, восток Костромской, юго-запад Кировской областей.
На втором этаже Ветлужского Краеведческого музея демонстрируется найденное погребение марийского князя (XII в.), где в изобилии представлены медные гривны, фибулы, кольца и т.д. Марийцы оставили память о себе и в фольклорных традициях (легенду о происхождении названия реки Ветлуги мы уже излагали). Во времена становления Московского государства (XIV-XV вв.) марийцы находились под властью казанских татар,[5] платили им дань.
Из славян первыми начали проникать в Поветлужье суздальцы. Этот процесс начинается в XIV веке. Население нуждалось в земле и, продвигаясь всё дальше, на север и восток, расчищало лесные участки, сеяло хлеб, основывало деревеньки, монастыри. К концу XVI века «русский элемент» осел на территории к северо-западу от р. Ветлуги (т.е. на правом её берегу). За этой рекой на восток начинались поселения инородцев.[6] В это же время на реке Ветлуге возникает Варнавинский монастырь (его основателем являлся преподобный Варнава Ветлужский, живший в начале XV века), целью которого, помимо всего прочего, было распространение христианства среди черемисских племён. Василий III, а затем и Государь Иван Грозный (в своей жалованной грамоте 1551 г.) пожаловали обители (пустыни) территории от устья р. Вол на правом берегу и от устья р. Арьи на левом берегу вниз по реке Ветлуге.(7)
В XVI веке земли Поветлужья раздаются царём монастырям и служилым людям. Землями по среднему и нижнему течению реки распоряжалась Москва, а на верхней Ветлуге и Вятке традиционно селились новгородцы. С падением Казанского ханства (1552) процесс заселения Поветлужья ускорился. Вторую волну переселенцев в конце XVI-начале XVII века составили преимущественно псковичи и новгородцы. Предание рассказывает о Матвее Мошке и Тихоне Резаном, которые в самом начале XVII века первыми вступили на Ветлужскую землю. Это произошло после ограбления их псковского села Иванцева отрядом шведского генерала Понтуса Делагарди. Ослеплённый Матвей Мошка и Тихон Резаный, которого шведы пытали, изрезали ему лицо ножами и отрезали уши, нашли в себе мужество организовать переселение в устье р. Вол. Уже до этого много лет существовало на Волу суздальское село Богоявленское; теперь же прибавились к нему новые сёла. Так переселенцы, приехавшие с Мошкой, получив землю между речкой Сежей и деревнями суздальцев Белобородихой и Баранихой, основывают починки Мошкино жило, Жарнава, Вахрамеево жило (впоследствии Вахрамеиха), Полома, Галкино, Еново жило. Переселенцы, прибывшие с Тихоном Резаным, получили земли у речки Сежи до деревень суздальцев Шилихи и Печурихи и основали починки: Резаново жило, Сежа, Боярка. Суздальцы встретили переселенцев благожелательно. При большом стечении народа церковнослужителями были проведены торжественные молебны на так называемом Красном Яру, где происходила высадка первой и второй партии переселенцев (Мошки и Резаного). Священник в проповедях призывал оказать всевозможную помощь новосёлам. Было решено всем миром построить новую деревянную церковь в с. Богоявленском, способную вмещать увеличившееся население прихода. Переселенцам отдавали земли-пустыри, оставшиеся от деревень, погибших от татарских набегов и земли в промежутках между гнёздами суздальских деревень.(8)
Основной поток псковичей и новгородцев шёл по дороге от реки Унжи по волоку близ р. Вол на Ветлугу. Вместе с поселениями возникали и небольшие клетского типа церкви на кладбищах. Впоследствии к псковским переселенцам присоединились и новгородцы. К середине XVII века Богоявленское являлось центром церковного прихода с около 20 деревнями и починками, которые насчитывали 1-5 дворов с населением 5-40 человек.[9] Игумен Варнавинского монастыря Павел отправил на Псковщину посланцев с призывами к переселению и с обещаниями оказать экономическую помощь с уплатой по срокам и защиту от грабежей. Как правило, эти новые поселенцы основывали новые деревеньки и починки. В статье «Имена Богоявленских деревень» Л.В.Рыжов объясняет названия некоторых из них (источниками служат церковно-приходские книги с. Богоявленского).
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Павел Разуваев. Уголок России. Ветлуга. // «Горьковская правда», 12 июля 1989 г. С. 4.
[2] Горьковская обл. Туристская карта. М., 1988.
[3] «Ленинское знамя», 1990. №№ 28,36,38,47,69,82.
[4] См. : Памятники истории и культуры Горьковской области. Горький, 1981. С. 267-269, 275-276.
[5] Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1937. Т. 2. С. 113.
[6] Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI—XVII вв. М., 1995. С. 21.
[7] Рыжов Л.В. Имена Богоявленских деревень. // «Ленинское знамя» (Л.З.). № 82. 10.07. 1990 г.
[8] Рыжов Л.В. Подвиг Матвея Мошки. //Л.З. № 69. 9. 06. 1990 г.
[9] Рыжов Л.В. Подвиг Матвея Мошки…